Неуказанные предельные отклонения линейных величин, кроме радиусов закруглений и фасок, должны назначаться одним из двух способов: по квалитетам, поверженным в ГОСТ 25346 — 82 и ГОСТ 25348 — 82 : для номинальных величин менее 1 мм — квалитеты 11 — 13 ;
для номинальных величин от 1 до 10 000 мм — квалитеты 12 — 17 ;
по классам точности ГОСТ 25670 — 83, которые условно именуются настоящий, обычный, дерзкий и весьма дерзкий.
Допуски по классам точности обозначаются буквой t с индексом 1, 2, 3 и 4 для классов точности соответственно правильного, обычного, дерзкого и весьма дерзкого (t 1 t 2, t 3, t 4).
Основное отклонение — одно из двух аномалий (верхнее или нижнее), применяемое для определения положения поля допуска относительно нулевой линии.
Таким отклонением является самое близкое отклонение от нулевой линии.
Для полей допусков вала (отверстия ), расположенных выше нулевой линии, основное отклонение является тельным отклонением, вала еі (для, отверстия EI) со знаком “ плюс ”, а для полей допусков, расположенных ниже нулевой линии, основное отклонение — верхнее отклонение вала еѕ (для отверстия ЕЅ) со знаком “ минус ”.
От линии главного отклонения начинается поле допуска.
Положение другой линии поля допуска (т. е. второе предельное отклонение) определяется как алгебраическая сумма значения главного отклонения и допуска квалитета точности.
Посадку Н7/g6 (движения ) употребляют в настоящих подвижных соединениях, в которых требуется обеспечить герметичность при блуждании одной подробности в иной, а также плавность и точность перемещений;
для подшипников скольжения особо метких приспособлений при небольших нагрузках и служащих при неизменной температуре;
например, шпиндели точных станков, приспособлений и делительных головок в их ведущих, сменные втулки в кондукторшах, передвижные шестерни на валах коробок передач, плунжерные и гидравлические пары.
Тупая посадка (Г) применяется для соединения деталей, которые при целых обстоятельствах работы необходимы быть связаны прочно и могут быть организованы или разобраны при значительном давлении.
При подобном соединении детали дополнительно крепят шпонками, стопорными винтами, например зубчатые колеса, которые вследствие износа должны подвергаться смене, планшайбы на шпинделях токарных станочков, неразрезные подшипниковые втулки, золотниковые и круглые втулки и пр.
Делается эта посадка сильнейшими ударами молоточка.
3) Переходная посадка — посадка, при которой возможно получить в соединении подобно зазору, так и натяг в зависимости от действительных размеров отверстия и вала.
На графическом изображении подобных посадок поля допусков валов и отверстий перекрываются частично или совершенно.
До изготовления нельзя точно сказать, что выйдет при сопряжении отверстия и вала — зазор или натяг.
Переходные посадки характеризуются наибольшим натягом и наибольшим зазором.
Переходные посадки используют взамен посадок с натягом, когда необходимо проводить разборку и сборку сопряжения при его эксплуатации.
Посадки Н7/nб и Ы7/h6 (отвечают глухой посадке) обеспечивают в соединениях только натяги (вероятность получения зазоров чрезвычайно маленькая ).
Эти посадки используют при центрировании деталей в неподвижных соединениях, воспринимающих вибрации и потрясения.
Надежность посадки с натягом гарантируется дополнительным креплением деталей с помощью винтов, штифтов и т . п .
Разборку соединения проводят не часто (при капитальном ремонте).
Например, зубчатые колеса и муфты на волнах, бронзовые венцы червячных колес, кондукторные втулки в станочных приспособлениях, поршневые пальцы в бобышках поршней двигателей, ступица вентилятора на валу.
Перель Л.
, Филатов А.
А. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор: Справочник – М.
: Машиностроение, 1992.
Медовой М.
А. Исполнительные размеры калибров: Справочник.
В 2–х ч.
– М.
: Машиностроение, 1980.
Белкин И.
М. Допуски и посадки: Справочник – М.
: Машиностроение 1992 ЕСКД Общие правила выполнения чертежа.
6дарственный комитет по образцам.