Поршни — взаимозаменяемы с поршнями двигателей М — 20, ГАЗ — 51, ГАЗ — 63 и ЗИМ.
Отливаются из термически обработанного алюминиевого сплава, имеют плоские днища и эллиптичную форму юбки.
Подшипник К21х27х16 (нижней головки шатуна) Минск, Иж-Юпитер (Индия)
Для обеспечения постоянной подачи смазки к шатунным шейкам коленчатого вала оба вкладыша каждого главного подшипника снабжены кольцевой канавкой, покоящейся в плоскости вращения отверстия масляного канала в коленчатом вале.
Во вкладышах заднего главного подшипника имеется дополнительная кольцевая канавка, размещенная около их заднего торца.
Назначение этой канавки состоит в том, чтобы предотвратить выход большого количества масла из заднего конца подшипника и таким образом ограничить поступление его к маслосбрасывающему бурту и сальнику заднего коренного подшипника.
Маслице, оказавшееся в эту канавку, через маленькое отверстие во вкладыше крышки, сообщающееся со сверленым отверстием в ней, отводится в картер двигателя.
Коленчатый вал двигателя ГАЗ — 12 различается от коленчатого вала двигателя ГАЗ — 51 расположением шеек под симметричные шатуны — шатунные шейки придвинуты к главным на 3 мм за счет снижения толщины коротких щек (щек, соединяющих коренные шейки с шатунными ) на 2, 5 мм и снижения буртиков у шеек на 0, 25 мм.
Для сохранения жесткости вала щеки расширены на 17 мм.
Кроме того, этот вал еще отличается расположением фланца и дырами в нем.
В волнах двигателей М — 20 и ГАЗ — 51 существует по четыре полных развернутых отверстия для крепления маховика сквозными шлифованными болтами с гаечками, а во фланце вала двигателя ГАЗ — 12 — восемь нарезных отверстий для шпилек крепления гидромуфты.
Прямыми замерами фактических величин шеек коленчатого вала и лож под вкладыши в бродягах и блоке, а также толщины стенок вкладышей, с дальнейшим подсчетом величины зазоров на основании данных этих замеров.
С помощью набора контрольных щупов из высокой плотной бумаги или медной фольги толщиной в 0, 025, 0, 05, 0, 075, мм и т. д., закладываемых в зазор между поверхностями шейки и вкладыша крышки.
Коленчатый, который нельзя отменить, кованый, четырехопорный, унифицирован с валом двигателя М — 20.
Имеет противовесы для разгрузки главных подшипников от мощей инерции, статически и динамически сбалансирован.
Для повышения износоустойчивости шатунные и коренные шейки вала закалены на глубину 3 — 5 мм.
Диаметр коренных шеек — 64 мм, шатунных — 51, 5 мм.
Шатунные шейки вала, для подвода смазки к шатунным подшипникам, соединяются с коренными шейками сверлеными каналами, имеющими специальные тупики — грязеулавливатели, закрытые резьбовыми пробками.
Маховик отлит из серого чугуна, поставлен на посадочный выступ и штифт фланца коленчатого вала и крепится к нему шестью болтами М8, имеющими самоконтрящуюся резьбу.
Для надежности крепления головки болтов прижимаются к стальной термообработанной шайбе.
На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером.
К тыльному торцу маховика шестью болтами М8 прикреплено сцепление.
В центральное отверстие маховика устанавливаются распорная втулка 9 (см.
рис. 8) и подшипник 8 первичного вала коробки передач.
Осевое перемещение коленчатого вала ограничивается двумя упорными сталеалюминиевыми шайбами№2 (рис. 58), размещенными по обе страны переднего главного подшипника.
Передняя шайба№нтифрикционным слоем обращена к стальной упорной шайбе 6 на коленчатом валу, задняя шайба 2 — к щеке коленчатого вала.
Передняя шайба удерживается от вращения двумя штифтами 5, запрессованными в блок и крышку главного подшипника.
Выдающиеся концы штифтов входят в пазы шайбы.
Задняя шайба удерживается от вращения близким выступом, вникающим в паз на тыльном торце крышки главного подшипника.
Величина осевого зазора составляет 0, 125 — 0, 325 мм.
На двигатель М — 21 устанавливаются в главный, другой и четвертый подшипники одни вкладыши переднего подшипника двигателя ГАЗ — 51, в третий — специальные вкладыши без желобов, а в пятый — вкладыш с двумя желобами.