Многолетней практикой установлено, что соединение вращающихся относительно нагрузки колец с валом или корпусом должно осуществляться обязательно с натягом, исключающим проворачивание и обкатывание кольцом сопряженной детали и, подобно следствию, развальцовку посадочных поверхностей и контактную коррозию.
Посадки неподвижных относительно нагрузки колец выбирают свободнее, допускающими наличие небольшого зазора, так как обкатывания кольцами сопряженных деталей в этом случае не происходит.
Нерегулярное проворачивание невращающегося кольца полезно, так как при этом изменяется положение его зоны нагружения.
Кроме того, такая посадка облегчает осевые перемещения колец при монтаже, при регулировании зазоров в подшипниках и при температурных деформациях валов.
Кольца, ощущающие местное нагружение, без падения качества подшипников могут допустить использование посадок с небольшим средневероятным зазором, присутствие которого необязательно приведет к взаимному смещению, нарушающему неподвижность.
Только при небольших нагрузках и большой частоте вращения под влиянием некоторых толчков, сотрясений и прочих факторов может происходить подобное смещение (кольцо будет периодически проворачиваться ), что в определенной мере может быть полезным, обеспечивая равномерный износ сопрягаемых поверхностей и их долговечность.
Посадки неподвижных относительно нагрузки колец, назначают свободнее, допускающими наличие небольшого зазора, так как обкатывание кольцами сопряженных деталей в этом случае не происходит.
Нерегулярное проворачивание не крутящегося кольца порядка одного витка в сутки полезно, так как при этом изменяется положение его зоны нагружения, что содействует повышению долговечности подшипника.
Кроме того, сопряжение облегчает осевые перемещения колец при монтаже, при регулировании зазоров в подшипниках и при температурных деформациях.
Приняты следующие обозначения полей допусков на посадочные диаметры колец подшипника по классам точности (ГОСТ 3325 — 85): — для обычного диаметра отверстия подшипников — Ld m, L0, L6, …
, L2, LT, где L — обозначение главного отклонения для обычного диаметра отверстия подшипника;
Ld m — коллективное обозначение поля допуска на обычный диаметр dm отверстия подшипника (рис. 33);
10, Z — 6, …
, Z2, LT — обозначение полей допусков для обычного диаметра отверстия по классам точности 0, 6, …
, 2, Т подшипников (ГОСТ 520 — 89);
Кольца, которые подвергаются местному нагружению, должны устанавливаться с гарантированным зазором или по переходной посадке при минимальном натяге.
Это необходимо для того, чтобы кольцо, подвергаемое местному нагружению, могло в процессе работы временами проворачиваться, чтобы нагрузка не приходилась всегда на одно местечко, так как это может повергнуть к быстрейшему местному износу.
При повороте перстней в процессе эксплуатации износ подшипника будет происходить равномерно.
Обыкновенно конструкторы в своей практике пользуются сравнительно малым числом различного вида посадок (не более 10), несмотря на то, что рекомендованных к применению посадок в системах допусков много больше.
Причинами для определения нужных параметров посадки могут быть плоды аналитических расчетов, экспериментальных изысканий, а также накопленный производственный эксперимент.
Какому из перечисленных способов стоит отдать предпочтение вопрос неоднозначный, так как затрагивает весьма многие трудности.
Но чаще всего выбирают посадку, ориентируясь на аналогичные соединения, обстоятельства работы которых неплохо знакомы и их применение оправдало себя на практике.
Наиболее часто используется личный опыт разработчика и организации, а в первый этап накопления знаний следует учитывать опыт иных.
Посадки подшипников отличаются от обыкновенных настроением и значением полей допусков на посадочные поверхности колец.
Подшипник является главным комплектующим изделием, не подлежащим в процессе сборки дополнительной доводке.
Требуемые посадки в соединении получают назначением должный полей допусков на диаметры вала или отверстия в корпусе.
Особенностью является то, что в подшипниках качения поле допуска на диаметр отверстия внутреннего кольца имеют не наверх от нулевой линии (не «в плюс»), а книзу («в минус») рис.
Этим обеспечивают получение натягов в соединениях духовного кольца с волнами, имеющими поля допусков k, n.
Поле допуска на диаметр внешнего кольца имеют как обыкновенно — «в минус» или «в тело детали».