ПРАВИЛА МОНТАЖА
И УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПЛОСКИХ ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ
1. При транспортировании и хранении ремней при минусовой температуре монтаж ремней проводят только после выдержки их в течение суток при температуре плюс 15—25°С или в течение 30 мин при температуре плюс 50°С.
2. Рабочая поверхность шкивов должна быть ровной, так как всякие неровности обусловливают и неправильную работу ремня и вызывают преждевременный износ его.
3. Шкивы должны быть тщательно отцентрированы и вращаться без заметной вибрации.
4. Стык ремня, прилегающий к шкиву, должен быть обращен в сторону, обратную движению ремня.
5. Ремни должны устанавливаться на шкивы при помощи натяжного приспособления и не должны быть перекошены от неправильной сшивки.
6. В целях отвода статического электричества в огнеопасных местах необходимо устанавливать заземленные металлические щитки вблизи шкивов.
7. Натяжение ремней должно быть таким, чтобы не было пробуксовки.
8. Переключение ремней с одной скорости на другую должно производиться при минимальном обороте передачи.
9. Ширина шкивов В в мм должна быть для передач:
открытых В= 1,10b+10;
перекрестных В = b+50;
полуперекрестных В = 1,5b,
где b — ширина ремня, мм.
10. Диаметр минимального шкива передач в зависимости от скорости и числа прокладок приводного ремня должен соответствовать указанному в табл. 12.
11. Число прокладок в ремне z вычисляют по формуле
где Т — тяговая сила на всю ширину ремня, Н, определяемая потребителем в зависимости от условий работы ремня;
Траб — максимальная допускаемая рабочая нагрузка прокладки, Н/мм ширины (см. табл. 10)
12. При продолжительном простое оборудования ремни следует снять со шкивов либо ослабить натяжение.
11. Физико-механические показатели резинотканевых ремней
Наименование показателя |
Ткани из нитей | |||||
комбинированных с прочностью ширины прокладки 55 Н/мм |
синтетических с прочностью ширины прокладки, Н/мм |
|||||
150, 200 |
300 |
|||||
Категория |
||||||
В |
К |
В |
К |
В |
К | |
1 . Относительное |
3,5 |
4,0 |
3,3 |
3,5 |
3,8 |
4,0 |
2. Прочность связи при |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
|||
между прокладками: |
3,5 3,7 |
3,2 3,5 |
- 4,0 |
- 3,5 |
- 4,0 |
- 3,5 |
3. Поверхностное |
3,0 • 108 |
3,0 • 108 |
- |
|||
Примечание. Показатели прочности связи между обкладкой и прокладкой относятся к |
12. Диаметр шкива в зависимости от скорости и числа прокладок ремня
Число прокладок |
Скорость ремня, м/с, не более | |||||
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
|
3 |
80 |
100 |
112 |
125 |
140 |
160 |
4 |
112 |
125 |
160 |
180 |
200 |
225 |
5 |
160 |
180 |
200 |
225 |
250 |
280 |
6 |
250 |
280 |
320 |
360 |
400 |
450 |
7 |
360 |
400 |
450 |
500 |
500 |
600 |
8 |
400 |
450 |
560 |
630 |
710 |
800 |
9 |
500 |
560 |
630 |
710 |
800 |
900 |
10 |
630 |
710 |
800 |
900 |
1000 |
1120 |
Условное обозначение ремня должно содержать буквенные и цифровые индексы, обозначающие вид ремня, его ширину в миллиметрах, число тканевых прокладок каркаса, сокращенное наименование ткани, расчетную толщину наружных резиновых обкладок в миллиметрах, класс обкладоч-ной резины и обозначение настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений
Ремень морозостойкий шириной 200 мм с тремя прокладками из ткани БКНЛ-65 с наружными резиновыми обкладками толщиной 3,0 мм и 1,0 мм из резины класса В.
Ремень М-200-3-БКНЛ-65-3,0-1,0-В ГОСТ 23831-79
Ремень антистатический шириной 400 мм с пятью прокладками из ткани ТК-200—2 с наружными резиновыми обкладками толщиной по 2 мм с каждой стороны из резины класса Б.
Ремень А-400-5 ТК-200-2-2,0-2,0-Б ГОСТ 23831-79
Примечание. Условное обозначение ремней для районов с тропическим климатом дополняют индексом в соответствии с ГОСТ 15152.
ПРИВОДНЫЕ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ
ЦЕЛЬНОТКАНЫЕ ПРОПИТАННЫЕ РЕМНИ
Цельнотканые приводные ремни из хлопчатобумажной пряжи в несколько слоев, пропитанные специальным составом, работают при скорости не более 25 м/с.
Изготовляют следующие типы ремней: четырехслойные, шестислойные, восьмислойные.
В зависимости от наличия пороков внешнего вида и количества разрезов устанавливают два сорта ремней: первый и второй.
В первом сорте пороки внешнего вида и разрезы не допускаются.
Во втором сорте допускаются два разреза. Длина отреза должна быть не менее 3 м.
Длина ремня в рулоне от 30 до 300 м.
По размерам и физико-механическим показателям ремни должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 13.
13. Физико-механические показатели ремней
Ширина, мм | Толщина, мм (отклонение ±0,5) | Масса 1 м, г, не менее | Разрывная нагрузка по основе, Н, не менее | Удлинение в момент разрыва, %, не более | ||
полоски размером 50x200 мм | по всей ширине |
1 см2 поперечного сечения |
||||
Ремни четырехслойные |
||||||
30+2,0 | 4,5 | 124 |
— |
5460 | 4050 | 20 |
40±2,0 | 160 |
— |
7290 | 4050 | ||
50±2,0 | 226 |
— |
9110 |
4050 | ||
60±3,0 | 272 |
9110 |
10930 | 4050 | ||
75±3,0 | 336 |
9110 |
13650 | 4050 | ||
90±3,0 | 375 |
9110 |
15660 | 4050 | ||
100±3,0 | 458 |
9110 |
18220 | 4050 | ||
Ремни шестислойные | ||||||
50±2,0 | 6,5 | 280 | 11400 | 11400 | 3500 | 22 |
60±3,0 | 333 | 11400 | 13650 | 3500 | ||
75±3,0 | 418 | 11400 | 17100 | 3500 | ||
90±3,0 | 492 | 11400 | 20500 | 3500 | ||
100±3,0 | 545 | 11400 | 22750 | 3500 | ||
125±4,0 | 684 | 11400 | 28400 | 3500 | ||
150+5,0 | 822 | 11400 | 34100 | 3500 | ||
Ремни восьмислойные | ||||||
100±3,0 | 8,5 | 741 | 14900 | 29750 | 3500 | 25 |
125±4,0 | 927 | 14900 | 37200 | 3500 | ||
150±5,0 | 1112 | 14900 | 44600 | 3500 | ||
175±5,0 | 1283 | 14900 | 52100 | 3500 | ||
200±6,0 | 1468 | 14900 | 59500 | 3500 | ||
250±6,0 | 1839 | 14900 | 74400 | 3500 |
РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧИ С ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫМИ
ЦЕЛЬНОТКАНЫМИ ПРОПИТАННЫМИ РЕМНЯМИ
Расчетные данные. Для проектного расчета передачи должны быть известны:
назначение и режим работы передачи;
тип двигателя на ведущем валу;
N - передаваемая мощность, кВт;
n1 и n2 — частота вращения соответственно ведущего и ведомого шкивов, мин-1;
а - приблизительное межосевое расстояние (рис. 2), м;
D - диаметр одного из шкивов, м.
Диаметры шкивов. Если ни один из диаметров не известен, то можно задаться им в соответствии с рекомендуемыми минимальными диаметрами (табл. 14) или исходя из ориентировочной скорости v=10÷20 м/с (иногда 5—25 м/с).
Зная один из диаметров, другой находят из уравнения
D2 = iD1 ,
где i = n1 / n2 - передаточное отношение.
Диаметр D1 ведущего шкива, как правило, округляют до ближайшего большего, а ведомого D2 - до ближайшего меньшего значения.
Межосевое расстояние. Если межосевое расстояние а не известно, то можно определить минимальную его величину по эмпирическим формулам:
для обыкновенной открытой передачи
amin ≥ 2( D1+ D2);
для передачи с натяжным роликом
amin = D1 + D2.
Угол обхвата. Угол обхвата ремнем шкива (меньшего из двух) для открытой передачи рассчитывают по приближенной формуле
Рекомендуется принимать а не менее 150°, иначе придется увеличить межосевое расстояние а или применить натяжной ролик. Углы обхвата для передачи с роликом лучше всего определять графически по схеме передачи, вычерченной в масштабе (рис. 3).
Для перекрестной передачи a = 180° +((D1+ D2)/a×60°)
Рис. 2. Основные геометрические данные
для расчета передачи
Натяжной ролик. Диаметр ролика D0= Dmin + 0,8Dmin .
Помещать ролик (на ведомой ветви) желательно так, чтобы угол 2φ , огибая его ремнем, был не более 120° , а центр ролика располагался от центра малого шкива на расстоянии А ≥ D0+ (0,5÷1)Dmin .
Применение натяжного ролика возможно лишь при соответствующем соединении концов ремня. При натяжном ролике передаточное отношение
Рис. 3. Схема для графического определения
угла обхвата передачи с роликом
Длина ремня. Определив а и диаметры шкивов, вычисляют длину ремня. Для открытой передачи
Для передачи с натяжным роликом
по вычерченной в масштабе схеме передачи, зная D1 , D2 и D0, определяют углы a1 , a2 и a0 = π - 2φ (выражая их в радианах) и находят длины прямолинейных участков λ , λ1 и λ2 с учетом масштаба.
Полученная длина L является геометрической длиной ремня, к которой необходимо прибавить отрезок ΔL , зависящий от способа соединения концов.
Число пробегов. Для обеспечения нормальной долговечности приводных ремней рекомендуется проверить число пробегов ремня в единицу времени (в секунду)
u= v / L ,
где L - длина ремня, М;
v= πDn/60— скорость ремня, м/с.
Число пробегов должно быть: в открытой передаче u ≤ umax≤ 3 (в крайнем случае ≤ 5); в передаче с натяжным роликом u ≤ umax ≤ 2 (в крайнем случае ≤ 3).
Если число пробегов превышает предельные значения, то для снижения и необходимо соответственно увеличить межосевое расстояние а и длину ремня L, иначе ремень будет иметь пониженный срок службы.
Ширина ремня, мм,
где P=1020N/v (N в кВт), или P=2Mкр /D - окружная сила, Н; v =πDn/60 - окружная скорость, м/с, р - допускаемая удельная окружная сила на единицу ширины, Н/мм (см. табл. 14); c0 - поправочный коэффициент, зависящий от рода и расположения передачи (табл. 15); c1 - поправочный коэффициент на влияние угла обхвата (табл. 16); c2 - поправочный коэффициент на влияние скорости (табл. 17); с3 - поправочный коэффициент на влияние режима работы (табл. 18); Мкр - крутящий момент, Н-м; D - диаметр шкива, м.
Ширину ремня b округляют до стандартного размера (см. табл. 13), как правило, в большую сторону.
Ширину шкивов В выбирают по ширине ремня b . Ширину натяжного ролика принимают равной ширине шкивов.
Допускаемая нагрузка. Передаваемые силы на единицу ширины принимают для обыкновенных передач по табл. 14.
При поверочном расчете допускаемая окружная сила, Н,
Р = pbc0c1c2c3 ,
допускаемая мощность, кВт,
N =Pv/1020
Работоспособность ремня зависит от его рабочего натяжения σ0=1, 6÷2,0 МПа.
σ0=1,6 МПа следует вводить в расчет передач с а = const при коротком межосевом расстоянии либо при почти вертикальном расположении привода:
σ0=1,8 МПа рекомендуется принимать при расчете передач а = const , но при достаточном межосевом расстоянии и при угле наклона привода к горизонту не более 60° и с a =var, но когда ремень подтягивается периодически;
σ0=2,0 МПа можно вводить в расчет передач с автоматическим регулируемым натяжением, как при а = const (натяжной ролик), так и при a =var (самонатяжные приводы).
14. Допустимые удельные окружные силы р (в Н/мм)
в зависимости от толщины δ ремня и диаметра D шкива (в мм),
(меньшего из двух в передаче)
D |
Ремни четырехсложные |
Ремни шестислойные |
Ремни восьмислойные |
||||||
δ=4,0 |
δ=4,5 |
δ=5,0 |
δ=6,0 |
δ=6,5 |
δ=7,0 |
δ=8,0 |
δ=8,5 |
δ=9,0 |
|
80 |
(5,4) |
|
|
|
|
|
|
|
|
90 |
(5,7) |
(6,1) |
|
|
|
|
|
|
|
100 |
6,0 |
(6,4) |
(6,7) |
|
|
|
|
|
|
112 |
6,3 |
6,7 |
(7,1) |
|
|
|
|
|
|
125 |
6,5 |
7,0 |
7,5 |
(8,2) |
|
|
|
|
|
140 |
6,7 |
7,3 |
7,8 |
(8,7) |
(9,1) |
|
|
|
|
160 |
6,9 |
7,5 |
8,1 |
9,2 |
(9,7) |
(10,1) |
|
|
|
180 |
7,1 |
7,7 |
8,4 |
9,6 |
10,1 |
(10,6) |
|
|
|
200 |
7,2 |
7,9 |
8,6 |
9,9 |
10,5 |
11,0 |
(12,0) |
|
|
225 |
7,3 |
8,1 |
8,8 |
10,2 |
10,8 |
Н,4 |
(12,6) |
(13,0) |
|
250 |
7,4 |
8,2 |
9,0 |
10,5 |
11,1 |
11,8 |
13,0 |
(13,5) |
(14,0) |
280 |
7,5 |
8,3 |
9,1 |
10,7 |
11,4 |
12,1 |
13,4 |
14,0 |
(14,6) |
320 |
7,6 |
8,5 |
9,3 |
10,9 |
11,7 |
12,4 |
13,8 |
14,4 |
15,1 |
360 |
|
8,6 |
9,5 |
ПД |
11,9 |
12,7 |
14,1 |
14,8 |
15,5 |
400 |
Справочник конструктора - Все что нужно любому конструктору! ©2008-2024
|