На главную
Справочник конструктораполезный сайт для инженера-машиностроителя


СПРАВОЧНИК

МЕНЮ

Общие технические условия

Классы точности подшипников характеризуют значениями предельных отклонений размеров, формы, положения поверхностей подшипников.
В зависимости от наличия требований по уровню вибрации или уровня других дополнительных технических требований установлены три категории подшипников -А, В, С.

К категории А, относят подшипники классов точности 5, 4, 2, Те одним из комплексных дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему, более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта и др.

К категории В относят подшипники классов точности 0, 6Х,
6, 5 с одним из дополнительных требований по уровню вибраций, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему, более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта, повышенным требованиям по высоте, монтажной высоте и ширине подшипника.

К категории С относят подшипники классов точности 8, 7, 0, 6, к которым не предъявляют дополнительные требования, установленные для подшипников категорий А и В, а также другие требования, не указанные в ГОСТ529-89.
Конкретные значения дополнительных технических требований устанавливают в технических условиях на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
По заказу потребителя допускается изготовление подшипников определенного класса точности в соответствии с требованиями ГОСТ 520-89 без отнесения к категориям А, В, С, при этом дополнительные требования, предусмотренные для подшипников категорий А, В, С, не устанавливают.

Предельные отклонения

Установлены предельные отклонения размерных параметров:
  для подшипников:
  - шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных;
  - роликовых конических;
  - закрытых шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических;
  -упорных;
  - упорно-радиальных;
  -классов точности 8 и 7-в технических условиях на подшипники категории С;
  для конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колец подшипников (в том числе поставляемых в сборе с закрепительными или стяжными втулками).

Предельные отклонения наружного диаметра D1 упорного борта роликовых конических подшипников с упорным бортом на наружном кольце всех классов точности - h9 по ГОСТ 25347.

Номинальный угол уклона конического отверстия конусностью 1:12  а/2 = 2°23'9,4" = 2,38594° = 0,041643 рад.
Номинальный больший диаметр конического отверстия при ширине В кольца d1=d+ В/12.

У сферических подшипников, принадлежащих к серии 4 или более широкой серии, конусность отверстия должна быть 1:30 (номинальный угол конуса а = 1°54'34,9").

Наружные кольца и неразъемный комплект, состоящий из внутреннего кольца, сепаратора и шариков, разъемных радиально-упорных шарикоподшипников типа 6000, должны быть взаимозаменяемыми.

Съемные кольца роликовых радиальных подшипников и комплект, состоящий из кольца, сепаратора и роликов, могут быть как взаимозаменяемыми, так и невзаимозаменяемыми. Наружные кольца, а также внутренние кольца с комплектом тел качения роликовых конических однорядных подшипников должны быть взаимозаменяемыми.

Предельные размеры монтажных фасок - по ГОСТ 3478.

Для оценки точности выполнения размеров и формы подшипников качения используют специальные обозначения и термины (табл. 33). Значения предельных отклонений приведены в табл. 34-50.

33. Обозначения и термины, относящиеся к размерам и точности изготовления
подшипников качения

Термин Определение

 Номинальный диаметр отверстия
 (наружный диаметр) d (D)

 Номинальный больший диаметр
 конического отверстия d1

 Номинальный диаметр отверстия
 тугого кольца двойного упорного
 подшипника d2

 Диаметр отверстия (наружный диаметр), относительно которого определяют
 предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений

 Больший диаметр конического отверстия, относительно которого определяют
 предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений

 Диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника,
 относительно которого определяют предельные размеры и который служит
 началом отсчета отклонений

Единичный диаметр отверстия (наружный диаметр) ds (Ds)

Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности отверстия (наружной поверхности) радиальной плоскостью

Отклонения единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) ds (Ds)

Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия (наружными диаметрами)

Единичный диаметр большего диаметра конического отверстия d1s

Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности большего конического отверстия радиальной плоскостью

Отклонение единичного диаметра большего диаметра конического отверстия d1s

Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами большего диаметра конического отверстия

Средний диаметр отверстия (наружный диаметр) в единичном  сечении dmp (Dmp) Отклонение среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении dmp (Dmp)

Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружных диаметров) в одном и том же единичном сечении разность между средним диаметром отверстия (наружным диаметром) в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия (наружным диаметром)

Средний диаметр большего диаметра  конического отверстия в единичном сечении d1mp

Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров большего диаметра конического отверстия в одном и том же единичном сечении

Отклонение среднего диаметра большего диаметра конического отверстия в единичном сечении

Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным значением большего диаметра конического отверстия

Средний диаметр отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении d2mp

Среднее арифметическое наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в одном и том же единичном сечении

Отклонение среднего диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении d2mp

Алгебраическая разность между средним диаметром в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника

Отклонение конусности
  ∆
d1mp - dmp(ds-ds)

Разность отклонений средних диаметров в единичных сечениях большего диаметра и диаметра конического отверстия. (Разность отклонений единичных диаметров большего диаметра и диаметра конического отверстия)

Непостоянство единичного диаметра отверстия (наружного диаметра) в единичном сечении Vdp (VDp )

Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в единичном сечении

Непостоянство единичного диаметра отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении Vd2p

Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия тугого кольца двойного упорного подшипника в единичном сечении

Непостоянство среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) Vdmp(VDmp)

Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами в единичных сечениях
 Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра отверстия (наружного диаметра) является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия (наружными диаметрами) в крайних сечениях

Номинальная ширина (монтажная высота) подшипника В, С (T)

Размер ширины (монтажной высоты) подшипника, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений
Примечание. Символ В применяют в том случае, когда номинальной шириной подшипника является расстояние между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости; символ С - для обозначения ширины подшипника, являющейся расстоянием между торцами наружного кольца; символ Т - для обозначения расстояния между торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца

Номинальная ширина внутреннего (наружного) кольца В (С)

 

Размер ширины кольца, относительно которого определяются предельные размеры и который служит началом отсчета отклонений

Единичная ширина кольца Вs, Сs,

 

Расстояние между точками пересечения торцов кольца подшипника с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца

Отклонение единичной ширины кольца Вs, Сs,

Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца

Непостоянство единичной ширины кольца VBs, Vcs

Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного кольца

Действительная монтажная высота подшипника Тs

Расстояние между точками пересечения оси подшипников с двумя плоскостями, касательными к действительным базовым торцам колец, ограничивающим ширину подшипника, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца установлены для ограничения ширины подшипника
Примечание. Монтажная высота конического однорядного подшипника определяется при условии наличия контакта дорожек качения наружного и внутреннего колец и упорного бортика широкого торца внутреннего кольца со всеми роликами

Отклонение действительной монтажной высоты подшипника  Тs

Алгебраическая разность между действительной и номинальной монтажными высотами подшипника

Радиальное биение внутреннего кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кin

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до поверхности отверстия при вращении внутреннего кольца. в направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца.

Радиальное биение наружного кольца радиального и радиально-упорного подшипника в сборе Кеа

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной цилиндрической поверхности подшипника при вращении наружного кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца

Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sia

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.
Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками

Осевое биение дорожки качения  наружного кольца шарикового радиального (радиально-упорного) подшипника в сборе (шариковый подшипник с желобом) Sea

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца.
Дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками

Торцовое биение базового торца внутреннего кольца Sd

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости на расстоянии, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца

Осевое биение дорожки качения внутреннего кольца роликового конического подшипника в сборе Sia

 

 

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипники, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.
Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами

Осевое биение дорожки качения наружного кольца роликового конического подшипника в сборе Sea

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от широкого торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца.

Отклонение от перпендикулярности образующей наружной цилиндрической поверхности относительно базового торца Дд

Осевое биение дорожки качения тугого (свободного) кольца упорного подшипника Sj (Sе)

Дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами

Наибольшее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на общей образующей наружной цилиндрической поверхности на расстоянии от торцов, равном наибольшему предельному осевому размеру фаски

Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении ОТ середины дорожки качения до опорного торца кольца

 

34. Предельные отклонения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых радиальных
 и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0
 

 d, мм dmp ниж-
нее
*2
ds*1 Vdp для серии диаметров Vdmp Кid Sd Sid*3 Bs нижнее*2 VBs, не более
верх-
нее
ниж-
нее
0;8;9 1;7 2(5); 3(6);4 одинар-
ного
сдвоен-
ного*4 (компле-
ктного)
не более
10 ÷ 18 -8 +3 -11 10 8 6 6 10 20 24 -120 -256 20
18  ÷ 30 -10 +3 -13 13 10 8 8 13 20 24 -120 -250 20
30  ÷50 -12 +3 -15 15 12 9 9 15 20 24 -120 -250 20
50 ÷ 80 -15 +4 -19 19 19 11 11 20 25 30 -150 -380 25
80  ÷120 -20 +5 -25 25 25 15 15 25 25 30 -200 -380 25

  *1 Двухточечное измерение подшипников серии диаметров 8; 9; 1; 2 (5); 3 (6) и 4; 1 при d 40мм; 2(5)при d 180мм
  *2 Верхнее предельное отклонение равно нулю.
  *з Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников, кроме сферических.
  *4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников. 
  Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.
  2.Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.
  3. Радиальное биение внутренних колец подшипников с коническим отверстием, предназначенных для монтажа на закрепительных и стяжных втулках, не должно превышать 150 % значения, указанного в таблице, а значение dmp устанавливается со знаком плюс и равным 300 % табличного значения. При этом непостоянство диаметра отверстия в единичном сечении не должно превышать поле допуска единичного диаметра отверстия ds, указанного вdmp таблице.

35. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых
и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 0

 

D, мм Dmp
нижнее*1
Ds*2 VDp для подшипников VDmp Кеа Sea*3
открытого закрытого
серии диаметров
верхнее нижнее 0;8;9 1;7 2(5); 3(6); 4 2(5); 3(6); 4
не более
6÷18 -8 +2 -10 10 8 6 10 6 15 40
18÷30 -9 +2 -11 12 9 7 12 7 15 40
30÷50 -11 +3 -14 14 11 8 16 8 20 40
50÷80 -13 +4 -17 16 13 10 20 10 25 40
80 ÷ 120 -15 +5 -20 19 19 11 26 11 35 45
120÷150 -18 +6 -24 23 23 14 30 14 40 50
150 ÷ 180 -25 +7 -32 31 31 19 38 19 45 60
180 ÷250 -30 +8 -38 38 38 23 - 23 50 70

  *1Верхние предельные отклонения равны нулю.
  *2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8, 9; 1; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D 22 мм; 1 при D 80 мм,
2(5) при D 315 мм. Значения, приведенные в таблице, недействительны для закрытых подшипников.
  *3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
  Примечание. Сs = Bs; VCs = VBs того же подшипника (см. табл. 34).

36. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковых
и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности б
 

d, мм dmp
нижнее
*1
ds*2 Vdp для серии
диаметров
Vdmp Kia Sd Sia*3 Bs*1 нижнее для
подшипника
VBs 
не более
верхнее нижнее 0;8;9 1;7 2(5); 3(6);4 одинар-
ного
сдвоен-
ного (компле-
ктного*4)
не более
10 ÷ 18 -7 +1 -8 9 7 5 5 1 10 12 -120 -250 10
18÷30 -8 +1 -9 10 8 6 6 8 10 12 -120 -250 10
30÷50 -10 +1 -11 13 10 8 8 10 10 12 -120 -250 10
50÷80 -12 +2 -14 15 15 9 9 10 12 15 -150 -380 12
80 ÷ 120 -15 +3 -18 19 19 11 11 13 12 15 -200 -380 12

  *1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
  *2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; 1 при d 60 мм.
  *3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических). 
  *4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников.
  Примечания: 1. Наибольший предельный размер ширины внутреннего кольца подшипников с коническим отверстием не должен превышать номинальный размер.
  2. Непостоянство ширины внутренних колец сферических подшипников с коническим отверстием не контролируют.
  3. При использовании параметра ds; конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников - не более 50 % допуска на dmp

37. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных
 и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 6

 

D, мм Dmp
 нижнее
*1
D*2 VDp*3  для подшипников VDmp Кеа Sea*4 VCs
открытого закрытого
серии диаметров
верхнее нижнее 0; 8; 9 1; 7 2(5);
3(6); 4
1; 7; 2(5);
3(6); 4
не более
6÷18 -7 +1 -8 9 7 5 9 5 8 20 15
18÷30 -8 +1 -9 10 8 6 10 6 9 20 20
30÷50 -9 +2 -11 11 9 7 13 7 10 20 20
50÷80 -11 +2 -13 14 11 8 16 8 13 20 20
80 ÷120 -13 +2 -15 16 16 10 20 10 18 22 25
120 ÷ 150 -15 +3 -18 19 19 11 25 11 20 25 25
150÷180 -18 +3 -21 23 23 14 30 14 23 30 30
180÷ 250 -20 +4 -24 25 25 15 - 15 25 35 30

  *1 Верхнее предельное отклонение равно нулю.
  *2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 2(5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при
  D 22 мм; 1 при D 95 мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
  *3 Для колец до монтажа упорного пружинного кольца и защитной шайбы или после их снятия.
  *4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
  Примечание. Сs = Bs того же подшипника (см. табл. 36).

38. Предельные отклонения и биения (мкм) внутренних колец шариковых и роликовых
радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5

 

d, мм dmp ds*2 Vdp для серии
диаметров
Vdmp Kia Sd Sia*3 ∆Bs, нижнее*1 VBs,
не
более
для подшипника
0; 8; 9 1; 7; 2(5);
3(6); 4
одинар-
ного
сдвоен-
ного
(компле-
ктного)*4
нижнее*1 не более
10÷18 -5 -5 5 4 3 4 7 7 -80 -250 5
18÷30 -6 -6 6 5 3 4 8 8 -120 -250 5
30÷50 -8 -8 8 6 4 5 8 8 -120 -250 5
50 ÷80 -9 -9 9 7 5 5 8 8 -150 -250 6
80 ÷120 -10 -10 10 8 5 6 9 9 -200 -380 7

  *1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
  *2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4.
  *3 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
  *4 Для колец подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников.
  Примечание. При использовании параметра ds непостоянство единичного диаметра и конусообразность отверстий шариковых и роликовых подшипников - не более 50% допуска на d

39. Предельные отклонения и биения (мкм) наружных колец шариковых и роликовых радиальных
 и шариковых радиально-упорных подшипников класса точности 5
 

D, мм Dmp Ds*2 VDp*3 для серии диаметров VDmp Kea SD Sea*4 VGs
0; 8 ; 9 1; 7; 3(6); 4
нижнее*1 не более
6÷18 -5 -5 5 4 3 5 8 8 5
18÷30 -6 -6 6 5 3 6 8 8 5
30÷50 -7 -7 7 5 4 7 8 8 5
50÷80 -9 -9 9 7 5 8 8 10 6
80÷120 -10 -10 10 8 5 10 9 11 8
120 ÷ 150 -11 -11 11 8 6 11 10 13 8
150 ÷ 180 -13 -13 13 10 7 13 10 14 8
180 ÷250 -15 -15 15 11 8 15 11 15 10

  *1 Верхние предельные отклонения равны нулю.
  *2 Двухточечное измерение подшипников серий диаметров 8; 9; 1; 7; 2 (5); 3(6) и 4; для серии диаметров 8 и 9 при D 22 мм. Значения недействительны для закрытых подшипников.
  *3 Значения недействительны для закрытых подшипников.
  *4 Для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников (кроме сферических).
  Примечание. Сs = Bs того же подшипника (см. табл. 38).

40. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников
 класса точности 0 категории С (нормальная точность)

 

d, мм  ∆dmр  ∆ds* Vdp Vdmp К Sd  ∆Bs  ∆Ts
верхн. нижн. верхн. нижн. не более верхн. нижн. верхн. нижн.
Oт 10 до 18 включ. 0 -12 +3 -15 12 9 15 20 0 -200 +250 -250
Св. 18 » 30 » -12 +3 -15 12 9 18 20 -200 +250 -250
» 30 » 50 » -12 +3 -15 12 9 20 20 -240 +250 -250
» 50 » 80 » -15 +4 -19 15 11 25 25 -300 +250 -250
» 80 » 120 » -20 +5 -25 20 15 30 25 -400 +500 -500

  * Для подшипников серий диаметров 1; 2(5) и 3(6), причем для серий диаметров 1 - d ≤ 40 мм, 2(5) - d 180 мм.

41. Предельные отклонения, мкм, внутренних колец роликовых конических подшипников
класса точности 0 категории С (повышенная точность)

 

<


Справочник конструктора - Все что нужно любому конструктору! ©2008-2024



d, мм  dmр  ∆ds* Vdp Vdmp К Sd  ∆Bs  ∆Ts
верхн. нижн. верхн. нижн. не более верхн. нижн. верхн. нижн.
От 10 до 18 включ.  

0

 

-8 +3 -11 8 6 15 20