61. Значения fc для шариковых упорных и упорно-радиальных подшипников
Для упорных подшипников | Для упорно-радиальных подшипников | ||||
Dw /Dpw | fc при а = 90° | Dw cosa /Dpw | fc при | ||
a =45° | a = 60° | a =75° | |||
0,01 | 36,7 | 0,01 | 42,1 | 39,2 | 37,3 |
0,02 | 45,2 | 0,02 | 51,7 | 48,1 | 45,9 |
0,03 | 51,1 | 0,03 | 58,2 | 54,2 | 51,7 |
0,04 | 55,7 | 0,04 | 63,3 | 58,9 | 56,1 |
0,05 | 59,5 | 0,05 | 67,3 | 62,6 | 59,7 |
0,06 | 62,9 | 0,06 | 70,7 | 65,8 | 62,7 |
0,07 | 65,8 | 0,07 | 73,5 | 68,4 | 65,2 |
0,08 | 68,5 | 0,08 | 75,9 | 70,7 | 67,3 |
0,09 | 71,0 | 0,09 | 78,0 | 72,6 | 69,2 |
0,10 | 73,3 | 0,10 | 79,7 | 74,2 | 70,7 |
0,11 | 75,4 | 0,11 | 81,1 | 75,5 | - |
0,12 | 77,4 | 0,12 | 823 | 76,6 | - |
0,13 | 79,3 | 0,13 | 83,3 | 77,5 | - |
0,14 | 81,1 | 0,14 | 84,1 | 78,3 | - |
0,15 | 82,7 | 0,15 | 84,7 | 78,8 | - |
0,16 | 84,4 | 0,16 | 85,1 | 79,2 | - |
0,17 | 85,9 | 0,17 | 85.4 | 79,5 | - |
0,18 | 87,4 | 0,18 | 85,5 | 79,6 | - |
0,19 | 88,8 | 0,19 | 85,5 | 79,6 | - |
0,20 | 90,2 | 0,20 | 85,4 | 79,5 | - |
0,21 | 91,5 | 0,21 | 85,2 | - | - |
0,22 | 92,8 | 0,22 | 84,9 | - | - |
0,23 | 94,4 | 0,23 | 84,5 | - | - |
0,24 | 95,3 | 0,24 | 84,0 | - | - |
0,25 | 96,4 | 0,25 | 83,4 | - | - |
0,26 | 97,6 | 0,26 | 82,8 | - | - |
0,27 | 98,7 | 0,27 | 82,0 | - | |
0,28 | 99,8 | 0,28 | 81,3 | - | - |
0,29 | 100,8 | 0,29 | 80,4 | - | |
0,30 | 101,9 | 0,30 | 79,6 | - | - |
0,31 | 102,9 | - | - | - | |
0,32 | 103,9 | - | - | - | - |
0,33 | 104,8 | - | - | - | - |
0,34 | 105,8 | - | - | - | - |
0,35 | 106,7 | - | - | - | - |
Примечания: 1. Значения fc при Dw /Dpw или Dw cos a /Dpw, и/или углах контакта а, не указанных в таблице, определяют линейным интерполированием. 2. В упорно-радиальных подшипниках a > 45°. Значения при a = 45° даны для обеспечения интерполирования значений fc в диапазоне углов а контакта 45 ... 60°. |
62. Максимальные значения fc
для роликовых радиальных и радиально-упорных подшипников
Dwecosa/Dpw | fc | Dwecosa/Dpw | fc |
0,01 | 52,1 | 0,16 | 88,5 |
0,02 | 60,8 | 0,17 | 88,7 |
0,03 | 66,5 | 0,18 | 88,8 |
0,04 | 70,7 | 0,19 | 88,8 |
0,05 | 74,1 | 0,20 | 88,7 |
0,06 | 76,9 | 0,21 | 88,5 |
0,07 | 79,2 | 0,22 | 88,2 |
0,08 | 81,2 | 0,23 | 87,9 |
0,09 | 82,8 | 0,24 | 87,5 |
0,10 | 84,2 | 0,25 | 87,0 |
0,11 | 85,4 | 0,26 | 86,4 |
0,12 | 86,4 | 0,27 | 85,8 |
0,13 | 87,1 | 0,28 | 85,2 |
0,14 | 87,7 | 0,29 | 84,5 |
0,15 | 88,2 | 0,30 | 83,8 |
Примечание. Значения fc для отношений Dwecosa/Dpw, не приведенных в таблице, определяют линейным интерполированием. |
63. Максимальные значения fc
для роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников
Для упорных подшипников | Для упорно-радиальных подшипников | ||||
Dwe /Dpw | fc при а = 90° | Dwecosa/Dpw | fc при | ||
а =50° | а =65° | а =80° | |||
0,01 | 105,4 | 0,01 | 109,7 | 107,1 | 105,6 |
0,02 | 122,9 | 0,02 | 127,8 | 124,7 | 123,0 |
0,03 | 134,5 | 0,03 | 139,5 | 136,2 | 134,3 |
0,04 | 143,4 | 0,04 | 148,3 | 144,7 | 142,8 |
0,05 | 150,7 | 0,05 | 155,2 | 151,5 | 149,4 |
0,06 | 156,9 | 0,06 | 160,9 | 157,0 | 154,9 |
0,07 | 162,4 | 0,07 | 165,6 | 161,6 | 159,4 |
0,08 | 167,2 | 0,08 | 169,5 | 165,5 | 163,2 |
0,09 | 171,7 | 0,09 | 172,8 | 168,7 | 166,4 |
0,10 | 175,7 | 0,10 | 174,5 | 171,4 | 169,0 |
0,11 | 179,5 | 0,11 | 177,8 | 173,6 | 171,2 |
0,12 | 183,0 | 0,12 | 179,7 | 175,4 | 173,0 |
0,13 | 186,3 | 0,13 | 181,1 | 176,8 | 174,4 |
0,14 | 189,4 | 0,14 | 182,3 | 177,9 | 175,5 |
0,15 | 192,3 | 0,15 | 183,1 | 178,8 | 176,3 |
0,16 | 195,1 | 0,16 | 183,7 | 179,3 | - |
0,17 | 197,7 | 0,17 | 184,0 | 179,6 | - |
0,18 | 200,3 | 0,18 | 184,1 | 179,7 | - |
0,19 | 207,7 | 0,19 | 184,0 | 179,6 | - |
0,20 | 205,0 | 0,20 | 183,7 | 179,3 | - |
0,21 | 207,2 | 0,21 | 183,2 | - | - |
0,22 | 209,4 | 0,22 | 182,6 | - | - |
0,23 | 211,5 | 0,23 | 181,8 | - | - |
0,24 | 213,5 | 0,24 | 180,9 | - | - |
0,25 | 215,4 | 0,25 | 179,8 | - | - |
0,26 | 217,3 | 0,26 | 178,7 | - | - |
0,27 | 219,1 | - | - | - | - |
0,28 | 220,9 | - | - | - | - |
0,29 | 222,7 | - | - | - | - |
0,30 | 224,3 | - | - | - | - |
Примечания: 1. Коэффициент fc для промежуточных значений Dwe /Dpw или Dwecosa/Dpw определяют линейным интерполированием. 2. Значения fс при а = 50° применимы для углов контакта 45° < а < 60°. 3. Значения fc при а = 65° применимы для углов контакта 60° ≤ а < 75°. 4. Значения fc при а = 80° применимы для углов контакта 75° ≤ а < 90°. |
Комплекты подшипников. При расчете базовой динамической радиальной грузоподъемности для двух одинаковых шариковых радиальных однорядных подшипников, установленных рядом на одном и том же валу, эту пару подшипников рассматривают как один двухрядный радиальный подшипник.
При расчете базовой динамической радиальной грузоподъемности для двух одинаковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, смонтированных рядом на одном и том же валу (парный монтаж) по схеме "широкий торец к широкому" или "узкий торец к узкому" так, что они работают как один узел, эту пару рассматривают как один двухрядный радиально-упорный подшипник. Если подшипниковый узел составляют два самостоятельных подшипника, которые заменяют независимо друг от друга, то приведенное указание к ним не применимо.
Базовую динамическую радиальную грузоподъемность для двух или более одинаковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, роликовых упорных одинарных подшипников, точно изготовленных и смонтированных рядом на одном и том же валу (парный или комплектный монтаж) по схеме "тандем
(последовательно) так, что они работают как один узел, определяют умножением числа подшипников в степени 0,7 (для шариковых) или 7/9 (для роликовых) на базовую динамическую грузоподъемность одного подшипника. Приведенное указание не применимо в случае, когда подшипниковый узел составляют подшипники, которые заменяют независимо друг от друга.
Формулы для расчета эквивалентной динамической радиальной Рг (осевой Ра) нагрузки
Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка:
- для шариковых радиальных, шариковых и роликовых радиально-упорных подшипников при постоянных радиальной Fr и осевой нагрузках Fa.
Рr = XFr + YFa ; (19)
- для роликовых радиальных подшипников с углом α = 0° при чисто радиальной нагрузке
Рr = Fr (20)
Эквивалентная динамическая осевая нагрузка:
- для шариковых и роликовых упорно-радиальных подшипников с углом α ≠ 90° при постоянной радиальной и осевой нагрузках
Рa = XFr + YFa (21)
- для шариковых и роликовых упорных подшипников с углом а = 90° при чисто осевой нагрузке
Pa = Fa (22)
В приведенных формулах обозначены:
Fr - радиальная нагрузка на подшипник или радиальная составляющая фактической нагрузки, действующей на подшипник, Н;
Fa - осевая нагрузка на подшипник или осевая составляющая фактической нагрузки, действующей на подшипник, Н.
Значения коэффициентов Х динамической радиальной нагрузки и У динамической осевой нагрузки даны в табл. 64-67.
64. Значения коэффициентов Х и Y для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников
Относительная осевая нагрузка |
Х | Y | Х | Y | Х | Y | е |
для однорядных подшипников |
для двухрядных подшипников | ||||||
Fa / Fr > e | Fa /Fr ≤ e | Fa/Fr > e |
Шариковые радиальные подшипники
f0Fa / Cor | Fa / (iZD2W ) |
0,56
|
1,0 |
0 |
0,56 |
|||
0,172 | 0,172 | 2,30 | 2,30 | 0,19 | ||||
0,345 | 0,345 | 1,99 | 1,99 | 0,22 | ||||
0,689 | 0,689 | 1,71 | 1,71 | 0,26 | ||||
1,030 | 1,030 | 1,55 | 1,55 | 0,28 | ||||
1,380 | 1,380 | 1,45 | 1,45 | 0,30 | ||||
2,070 | 2,070 | 1,31 | 1,31 | 0,34 | ||||
3,450 | 3,450 | 1,15 | 1,15 | 0,38 | ||||
5,170 | 5,170 | 1,04 | 1,04 | 0,42 | ||||
6,890 | 6,890 | 1,00 | 1,00 | 0,44 |
Шариковые радиально-упорные подшипники
f0iFa / Cor | Fa / (ZD2W ) | Используют значения X, Y и е, применимые к однорядным радиальным шариковым подшипникам
|
1,0 |
0,78 |
|||||
α =5°
|
0,173 | 0,172 | 2,78 | 3,74 | 0,23 | ||||
0,346 | 0,345 | 2,40 | 3,23 | 0,26 | |||||
0,692 | 0,689 | 2,07 | 2,78 | 0,30 | |||||
1,040 | 1,030 | 1,87 | 2,52 | 0,34 | |||||
1,390 | 1,380 | 1,75 | 2,36 | 0,36 | |||||
2,080 | 2,070 | 1,58 | 2,13 | 0,40 | |||||
3,460 | 3,450 | 1,39 | 1,87 | 0,45 | |||||
5,190 | 5,170 | 1,26 | 1,69 | 0,50 | |||||
6,920 | 6,890 | 1,21 | 1,63 | 0,52 | |||||
α =10°
|
0,175 | 0,172 | 0,46 | 1,88 | 1,0 | 2,18 |
0,75
|
3,06 | 0,29 |
0,350 | 0,345 | 1,71 | 1,98 | 2,78 | 0,32 | ||||
0,700 | 0,689 | 1,52 | 1,76 | 2,47 | 0,36 | ||||
1,050 | 1,030 | 1,41 | 1,63 | 2,29 | 0,38 | ||||
1,400 | 1,380 | 1,34 | 1,55 | 2,18 | 0,40 | ||||
2,100 | 2,070 | 1,23 | 1,42 | 2,00 | 0,44 | ||||
3,500 | 3,450 | 1,10 | 1,27 | 1,79 | 0,49 | ||||
5,250 | 5,170 | 1,01 | 1,17 | 1,64 | 0,54 | ||||
7,000 | 6,890 | 1,00 | 1,16 | 1,63 | 0,54 | ||||
α =15° | 0,178 | 0,172 | 0,44 | 1,47 | 1,0 | 1,65 | 0,72 | 2,39 | 0,38 |
0,357 | 0,345 | 1,40 | 1,57 | 2,28 | 0,40 | ||||
0,714 | 0,689 | 1,30 | 1,46 | 2,11 | 0,43 | ||||
1,070 | 1,030 | 1,23 | 1,38 | 2,00 | 0,46 | ||||
1,430 | 1,380 | 1,19 | 1,34 | 1,93 | 0,47 | ||||
2,140 | 2,070 | 1,12 | 1,26 | 1,82 | 0,50 | ||||
3,570 | 3,450 | 1,02 | 1,14 | 1,66 | 0,55 | ||||
5,350 | 5,170 | 1,00 | 1,12 | 1,63 | 0,56 | ||||
7,140 | 6,890 | 1,00 | 1,12 | 1,63 | 0,56 | ||||
α =20° | - | - | 0,43 | 1,00 | 1,0 | 1,09 | 0,70 | 1,63 | 0,57 |
α =25° | - | - | 0,41 | 0,87 | 0,92 | 0,67 | 1,41 | 0,68 | |
α = 30° | - | - | 0,39 | 0,76 | 0,78 | 0,63 | 1,24 | 0,80 | |
α =35° | - | - | 0,37 | 0,66 | 0,66 | 0,60 | 1,07 | 0,95 | |
α =40° | - | - | 0,35 | 0,57 | 0,55 | 0,57 | 0,93 | 1,14 | |
α =45° | - | - | 0,33 | 0,50 | 0,47 | 0,54 | 0,81 | 1,34 | |
Шариковые |
0,40 | 0,4х хctga | 1,0 | 0,42х хctg | 0,65 | 0,65х хctga | 1,5х хctga | ||
Однорядные радиальные |
0,50 | 2,50 | - | - | - | - | 0,2 |
Примечания: 1. Допустимое максимальное значение относительной осевой нагрузки зависит от конструктивных параметров подшипников (значения внутреннего зазора и глубины желоба дорожки качения). Формулу для вычисления относительной осевой нагрузки выбирают в зависимости от имеющейся информации.
2. Для однорядных подшипников при Fa / Fr ≤ e: Х = 1;Y= 0; здесь е - предельное значение отношения Fa / Fr, определяющее значения коэффициентов Х и Y.
3. Значения X, Y и e для относительных осевых нагрузок и/или углов контакта, не указанных в таблице, определяют линейным интерполированием.
4. Значения f0 Cor см. выше.
65. Значения коэффициентов Хи Y для шариковых упорных и упорно-радиальных подшипников
α,° | X | Y | X | Y | X | Y | е |
для одинарных подшипников |
для двойных подшипников |
||||||
Fa / Fr > e | Fa / Fr ≤ e | Fa / Fr > e | |||||
45 | 0,6 | 1,0 | 1,18 | 0,59 | 0,66 |
1,0
|
1,25 |
50 | 0,73 | 1,37 | 0,57 | 0,73 | 1,49 | ||
55 | 0,81 | 1,60 | 0,56 | 0,81 | 1,79 | ||
60 | 0,92 | 1,90 | 0,55 | 0,92 | 2,17 | ||
65 | 1,06 | 2,30 | 0,54 | 1,06 | 2,68 | ||
70 | 1,28 | 2,90 | 0,53 | 1,28 | 3,43 | ||
75 | 1,66 | 3,89 | 0,52 | 1,66 | 4,67 | ||
80 | 2,43 | 5,86 | 0,52 | 2,43 | 7,09 | ||
85 | 4,80 | 11,75 | 0,51 | 4,80 | 14,28 | ||
α≠90 | 1,25tgαx x(1-2sinα/3) |
20tgα/13x x(1-sinα/3) |
10/13x x(1-sinα/3) |
1,25tgαx x(1-2sinα/3) |
1,25tgα |
Примечания: 1. Значения X, Y и e для углов α контакта, не указанных в таблице, определяют линейным интерполированием.
2. Отношение Fa / Fr ≤ e не применимо для одинарных подшипников.
3. В упорно-радиальных подшипниках α > 45°. Значения при α = 45° даны для обеспечения интерполирования значений X, Y и е в диапазоне углов α контакта 45 ... 50°.
66. Значения коэффициентов Xи Y
для роликовых радиально-упорных подшипников (α = 0°)
Тип подшипника | Х | Y | X | Y | e |
Fa / Fr ≤ e | Fa / Fr > e | ||||
Однорядные | 1,0 | 0 | 0,4 | 0,4 ctgα | 1,5 tgα |
Двухрядные | 1,0 | 0,45 ctgα | 0,67 | 0,67 ctgα | 1,5 tgα |
67. Значения коэффициентов Х и Y
для роликовых упорно-радиальных подшипников (α≠90°)
Тип подшипника | Х | Y | X | Y | e |
Fa / Fr ≤ e | Fa / Fr > e | ||||
Одинарные | - | - | tgα | 1,0 | 1,5 tgα |
Двойные | 1,5 tgα | 0,67 | tgα | 1,0 | 1,5 tgα |
Примечание. Отношение Fa / Fr ≤ e не применимо для одинарных подшипников.
Комплект подшипников. При расчете динамической эквивалентной радиальной нагрузки для двух одинаковых шариковых и роликовых радиально-упорных однорядных подшипников, смонтированных рядом на одном и том же валу (парный монтаж) по схеме "широкий торец к широкому" или "узкий торец к узкому" так, что они работают как один узел, рассматриваемых поэтому как один двухрядный радиально-упорный подшипник, используют значения Х и Y для двухрядных подшипников.
При расчете динамической эквивалентной радиальной нагрузки для двух или более одинаковых однорядных шариковых
радиальных, шариковых и роликовых радиально-упорных подшипников, смонтированных рядом на одном и том же валу (парный или комплектный монтаж) по схеме "тандем" так, что они работают как один узел, используют значения Х и Y для однорядного подшипника. Для шариковых подшипников относительную осевую нагрузку (табл. 60) определяют при условии, что i = 1, а значения Fa и Сoг относятся только к одному из подшипников, даже если Fr и Fa, относящиеся к общим нагрузкам, используют для расчета эквивалентной нагрузки всего узла.
РАСЧЕТНЫЙ РЕСУРС ПОДШИПНИКА
Расчетным показателем долговечности подшипника служит базовый ресурс L10, соответствующий 90%-й надежности. Имеется в виду, что используют обычные материалы, технологию производства и условия эксплуатации.
Однако во многих случаях желательно вычислить ресурс для более высоких уровней надежности или с учетом специальных свойств подшипников и условий эксплуатации. В таких случаях выполняют расчет скорректированного ресурса.
Базовый расчетный ресурс L10 в миллионах оборотов определяют при 90%-ной надежности (отсюда в обозначении индекс 10 = 100 - 90):
L10 = ( C/P ) k
где С - базовая динамическая грузоподъемность подшипника (радиальная Сr или осевая Сa), Н; Р - эквивалентная динамическая нагрузка (радиальная Рг или осевая Рa). Н; k - показатель степени, равный в соответствии с результатами экспериментов: k = 3 для шариковых и k = 10/3 для роликовых подшипников .
Формула расчета ресурса справедлива, если Pr (или Рa), а при переменных нагрузках Prmax (или Рamax), не превышает 0,5Сr (или 0,5 Сa). Применимость формулы ограничена также частотами вращения от 10 об/мин до предельных по каталогу.
По приведенной формуле вычисляют базовый расчетный ресурс L10 для подшипников, изготовленных из обычных подшипниковых сталей и эксплуатируемых при нормальных условиях (правильной установке подшипника, правильно выбранном способе смазывания, защите от проникания инородных тел и др.).
При отличии свойств материала или условий эксплуатации от обычных, а также при повышенных требованиях к надежности определяют скорректированный расчетный ресурс Lsa в миллионах оборотов:
Lsa = a1 a2 a3 L10 (23)
где a1 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от надежности Рt (табл. 68); 02 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от особых свойств подшипника; а3 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от условий работы подшипника.
Скорректированный расчетный ресурс подшипника в часах
L sah = 106 L sa / (60n)
где п - частота вращения кольца, об/мин.
Расчет подшипников качения при повышенной вероятности безотказной работы выполняют для ответственных узлов при необходимой надежности 91-99%. Вместо индекса s в обозначении ресурса записывают значение разности (100 - Рt), где Рt -надежность при определении ресурса. Так, при 90%-ной надежности - L10(L10ah) при 97%-ной - L3a(L3ah)
68. Значения коэффициента а1
Надежность Рt % | 90 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 |
Обозначение ресурса | L10а | L5а | L4а | L3а | L2а | L1а |
Значения коэффициента а1 | 1 | 0,62 | 0,53 | 0,44 | 0,33 | 0,21 |
Подшипник приобретает особые свойства, что выражается в изменении ресурса, вследствие применения специальных материалов (например, сталей с особенно низким содержанием неметаллических включений) или специальных процессов производства, или специальной конструкции. Значения коэффициента a2 устанавливает изготовитель подшипников.
Эксплуатационные условия, которые дополнительно учитывают с помощью коэффициента аз, - это соответствие вязкости смазочного материала требуемому значению (с учетом частоты вращения и температуры), наличие в смазочном материале инородных частиц, а также условий, вызывающих изменение свойств материала деталей подшипника (например, высокая температура вызывает снижение твердости).
Вычисление базового ресурса основано на том, что толщина масляной пленки в зонах контакта тело качения - дорожка качения равна или немного больше суммарной шероховатости поверхностей контакта. При этом аз = 1.
Рекомендации по значению коэффициента аз для других условий дает изготовитель подшипников.
При выборе типоразмера подшипников и расчете скорректированного ресурса для конкретных условий эксплуатации предполагают, что подшипники соответствуют необходимому классу точности и обеспечены требуемые прочность и жесткость валов и корпусов.
Применение в формуле расчета скорректированного ресурса значений а2 > 1 и аз > 1 должно быть строго обосновано.