Для работы при повышенных температурах применяют подшипники со специальной стабилизирующей термообработкой или изготовленные из теплостойких сталей.
Для подшипников, работающих при переменных режимах нагружения, задаваемых циклограммой нагрузок и соответствующими этим нагрузкам частотами вращения (рис. 27), вычисляют эквивалентную динамическую нагрузку при переменном режиме нагружения
PE = 3 Ö ((P13L1 + P23L2 + ... + Pn3Ln) / (L1 + L2 + ... +Ln))
где Рi и Li - постоянная эквивалентная нагрузка (радиальная или осевая) на i-м режиме и продолжительность ее действия в млн. об. Если Li задана в ч- Lhi то ее пересчитывают на млн. об. с учетом частоты вращения пi об/мин:
Li = 60 ni Lhi / 106.
Если нагрузка на подшипник изменяется по линейному закону от Рmin до Рmax, то эквивалентная динамическая нагрузка
PE = ( Рmin + 2 Рmax ) / 3.
Рис. 27.Аппроксимация нагрузок и частот вращения
Известно, что режимы работы машин с переменной нагрузкой сведены к шести типовым режимам нагружения (см. ГОСТ 21354-87. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет на прочность): 0 - постоянному; I -тяжелому; II - среднему равновероятному; III - среднему нормальному; IV - легкому; V - особо легкому.
Для подшипников опор валов зубчатых передач, работающих при типовых режимах нагружения, расчеты удобно вести с помощью коэффициента эквивалентности KE:
Режим работы 0 I II III IV V
KE.................... 1,0 0,8 0,63 0,56 0,5 0,4
При этом по известным максимальным, длительно действующим силам Fr1max , Fr2max ,FAmax ( соответствующим максимальному из длительно действующих вращающему моменту) находят эквивалентные нагрузки [3]:
Fr1= KE Fr1max , Fr2= KE Fr2max , FА= KE FАmax
по которым в соответствии с пп. 2-6 (см. стр. 126) ведут расчет подшипников, как при постоянной нагрузке.
7. Определяют скорректированный по уровню надежности и условиям применения расчетный ресурс подшипника, ч:
Lsah = a1a23(C/P)k 106/60n (31)
где С - базовая динамическая грузоподъемность подшипника (радиальная Сг или осевая Са), Н; Р - эквивалентная динамическая нагрузка (радиальная Рг или осевая Ра, а при переменном режиме нагружения РЕr или РЕа), Н; k - показатель степени: k = 3 для шариковых и k = 10/3 для роликовых подшипников; n - частота вращения кольца, об/мин; а1 - коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от необходимой надежности (табл. 68); а23- коэффициент, характеризующий совместное влияние на ресурс особых свойств подшипника и условий его эксплуатации (табл. 70).
Базовый расчетный ресурс подтверждают результатами испытаний подшипников на специальных машинах и в определенных условиях, характеризуемых наличием гидродинамической пленки масла между контактирующими поверхностями колец и тел качения и отсутствием повышенных перекосов колец подшипника. В реальных условиях эксплуатации возможны отклонения от этих условий, что приближенно и оценивают коэффициентом а23.
При выборе коэффициента а23 различают следующие условия применения подшипника:
1 - обычные (материал обычной плавки, наличие перекосов колец, отсутствие надежной гидродинамической пленки масла и наличие в нем инородных частиц);
2 - характеризующиеся наличием упругой гидродинамической пленки масла в контакте колец и тел качения (параметр Λ ≥ 2,5); отсутствие повышенных перекосов в узле; сталь обычного изготовления;
3 - то же, что в п.2, но кольца и тела качения изготовлены из стали электрошлакового или вакуумно-дугового переплава.
70. Рекомендуемые значения коэффициента аз
73. Значения коэффициента kB
Серия подшипника по диаметру (третья цифра справа в условном обозначении) | kB |
1,2,5 | 8,5 • 10-5 |
3,6 | 7 • 10-5 |
4 | 6 • 10-5 |