Профиль резьбы. Основные параметры полукруглого профиля резьбы (рис. 1, а):
R=(0,515...0,525) Dω, - радиус канавок;
α=45° - угол контакта шариков;
ψ=arctg [Pz /(πdo)] - угол подъема резьбы
(здесь z - число заходов резьбы).
На рис. 1, б показан в нормальном сечении профиль резьбы винта с разгрузочной канавкой, а в табл. 1 приведены размеры разгрузочных канавок по ОСТ 2 Р31-5-89.
ШВП с предварительным натягом. С целью устранения осевого зазора в сопряжении винт-гайка и повышения тем самым осевой жесткости и точности перемещения ведомого элемента ШВП собирают с предварительным натягом.
Для передачи с полукруглым профилем резьбы натяг создают установкой двух гаек с последующим относительным их осевым смещением. Относительное смещение гаек осуществляют установкой прокладок между ними или их относительным угловым поворотом.
Профиль резьбы и конструкцию гайки (канал возврата шариков, регулирование натяга и т.д.) определяет завод-изготовитель.
Шариковые винтовые передачи применяют в широком диапазоне размеров (табл. 2).
2. Типоразмеры шариковых винтовых передач по ГОСТ 25329-82
Номинальный диаметр do, мм |
Номинальный шаг Р , мм |
|||||||||
2,5* |
3 |
4 |
5* |
6 |
8 |
10* |
12 |
16 |
20* |
|
6 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
20 |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
25 |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
32 |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
40 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
50 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
63 |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
80 |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
100 |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
125 |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
160 |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
200 |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
*Предпочтительные шаги.
Технические условия на шариковинтовые передачи, применяемые в станкостроении, установлены ОСТ 2 Р31-5-89. Этот стандарт распространяется на ШВП, применяемые для комплектации металле- и деревообрабатывающих станков, промышленных роботов, кузнечно-прессового оборудования.
Стандарт устанавливает основные размеры, основные параметры, комплектность, маркировку, порядок и состав приемосдаточных испытаний, упаковку, условия транспортирования и хранения, указания по эксплуатации и гарантии завода-изготовителя централизованно изготовляемых ШВП.
В стандарте учтены требования ISO/DP 8931, ISO/DP 8932, ISO/DP 3408, ISO/DP 9783, ISO/DP 9784.
Основные размеры ШВП приведены:
корпусных - в табл. 3, бескорпусных - в табл. 4. Размеры даны для трехконтурных гаек. Для гаек с иным числом контуров размеры должны быть пересчитаны.
Корпусные передачи изготовляют в 4-х исполнениях:
I - ШВП с одной или двумя гайками без корпуса;
II - ШВП с двумя гайками в цилиндрическом корпусе, имеющем фланец;
III - ШВП с двумя гайками в призматическом корпусе, имеющем сквозные крепежные отверстия;
IV - ШВП с двумя гайками в призматическом корпусе, имеющем глухие резьбовые крепежные отверстия.
Применение ШВП исполнения III является непредпочтительным.
Бескорпусные ШВП рекомендуют применять при новом проектировании.
3. Основные размеры корпусных ШВП, мм
Номинальный диаметр do |
Шаг резьбы Р |
Диаметр шарика |
Общая длина винта Lв, не более |
Длина резьбы винта Lp, |
Диаметр опорных шеек d1, не более |
25 32 |
5 |
3,0 |
710 |
630 |
21,7 |
40 |
5 |
3,0 |
1200 |
1000 |
36,7 |
50 |
5 |
3,0 |
1500 |
1250 |
46,7 |
63 |
10 |
6,0 |
2500 |
2200 |
56,7 |
80 |
10 |
6,0 |
6000 |
3600 |
73,7 |
100 |
10 |
6,0 |
6000 |
4500 |
93,7 |
4. Основные размеры бескорпусных ШВП, мм
Номинальный |
Шаг |
Диаметр |
Номинальный |
Шаг резьбы Р |
Диаметр |
16 |
2,5 |
1,5 |
50 |
10,0 |
6,0 |
25 |
5,0 |
3,0 |
63 |
10,0 |
6,0 |
80 |
10,0 |
6,0 |
|||
32 |
5,0 |
3,0 |
|||
100 |
10,0 |
6,0 |
|||
40 |
5,0 |
3,0 |
|||
125 |
20,0 |
16,0 |
|||
50 |
5,0 |
3,0 |
По точностным параметрам ШВП разделяют на позиционные и транспортные (ОСТ 2 Р31-7-88). Позиционные ШВП позволяют произвести косвенное измерение осевого перемещения в зависимости от угла поворота и хода резьбы винта. В транспортных ШВП перемещения измеряют прямым методом с помощью отдельной измерительной системы, не зависящей от угла поворота винта.
Классы кинематической и геометрической точности ШВП должны соответствовать ОСТ 2 РЗ 1-4-88. Согласно этому стандарту установлены классы точности для позиционных (П) и транспортных (Т) ШВП соответственно: П1, ПЗ, П5, П7 и Т1, ТЗ, Т5, Т7, Т9. Т10.
Кинематическую точность ШВП характеризуют кинематической погрешностью винтовой пары - разностью между действительным и номинальным осевыми перемещениями одной из сопряженных деталей винтовой пары в их относительном движении. Под наибольшей кинематической погрешностью понимают наибольшую алгебраическую разность значений кинематической погрешности винтовой пары в пределах заданной длины осевого перемещения.
Зависимость кинематической погрешности винтовой пары от номинального осевого перемещения представлена на рис. 2. Отклонение кинематической погрешности на всей измеряемой длине lи резьбы не должно превышать допускаемого значения еp.
В качестве других нормируемых показателей кинематической точности приняты:
Vир - ширина полосы колебаний кинематической погрешности на измеряемой длине lи резьбы;
Рис.2
V300р - ширина полосы колебаний кинематической погрешности в пределах 300 мм измеряемой длины резьбы;
V2πр - ширина полосы отклонения пульсаций кинематической погрешности в пределах одного оборота, т.е. в пределах хода Рh резьбы.
Допускаемые значения нормируемых показателей (табл. 5 и 6) регламентированы ОСТ 2 РЗ1-4-88, в котором учтены требования ИСО.
Внутризаводские приемосдаточные нормы кинематической точности (ОСТ 2 Р31-5-89). Ширина полосы колебаний отклонения действительного перемещения от номинального, оцениваемая параметром Vир, для позиционных ШВП на всей измеряемой длине lи резьбы по
внутризаводским приемосдаточным нормам кинематической точности должна быть не более значений, указанных в табл. 7.
Внутризаводские приемосдаточные нормы точности на внутришаговое отклонение V2πр не подлежат ужесточению, так как они находятся на уровне лучших мировых стандартов и на пределе возможностей технических измерений.
5. Допускаемые значения показателей V300р и V2πр, мм
Показатель |
Класс точности |
|||||
П1,Т1 |
ПЗ,ТЗ |
П5.Т5 |
П7,Т7 |
Т9 |
Т10 |
|
V300р |
0,006 |
0,012 |
0,023 |
0,052 |
0,100 |
0,210 |
V2πр |
0,004 |
0,006 |
0,008 |
0,012 |
- |
- |
6. Допускаемые значения показателей ep и Vиp кинематической точности, мм
Измеряемая |
Класс точности |
||||||||
П1 |
ПЗ |
П5 |
П7 |
||||||
Св. |
До |
еp |
Vир |
еp |
Vир |
еp |
Vир |
еp |
Vир |
— |
315 |
0,006 |
0,006 |
0,012 |
0,012 |
0,023 |
0,023 |
0,052 |
0,052 |
315 |
400 |
0,007 |
0,006 |
0,013 |
0,012 |
0,025 |
0,025 |
0,056 |
0,055 |
400 |
500 |
0,008 |
0,007 |
0,015 |
0,013 |
0,027 |
0,026 |
0,062 |
0,058 |
500 |
630 |
0,009 |
0,007 |
0,016 |
0,014 |
0,030 |
0,029 |
0,070 |
0,062 |
630 |
800 |
0,010 |
0,008 |
0,018 |
0,016 |
0,035 |
0,031 |
0,079 |
0,068 |
800 |
1000 |
0,011 |
0,009 |
0,021 |
0,017 |
0,040 |
0,035 |
0,091 |
0,074 |
1000 |
1250 |
0,013 |
0,010 |
0,024 |
0,019 |
0,046 |
0,039 |
0,105 |
0,082 |
1250 |
1600 |
0,015 |
0,011 |
0,029 |
0,022 |
0,054 |
0,044 |
0,124 |
0,093 |
1600 |
2000 |
0,018 |
0,013 |
0,035 |
0,025 |
0,065 |
0,051 |
0,148 |
0,106 |
2000 |
2500 |
0,022 |
0,015 |
0,041 |
0,029 |
0,077 |
0,059 |
0,176 |
0,123 |
2500 |
3150 |
0,026 |
0,017 |
0,050 |
0,034 |
0,093 |
0,069 |
0,213 |
0,143 |
3150 |
4000 |
0,032 |
0,021 |
0,062 |
0,041 |
0,115 |
0,082 |
0,261 |
0,170 |
4000 |
5000 |
— |
— |
0,076 |
0,049 |
0,140 |
0,099 |
0,320 |
0,203 |
5000 |
6300 |
- |
- |
— |
- |
0,170 |
0,110 |
0,393 |
0,244 |
6300 |
8000 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
0,473 |
0,298 |
Примечание. Для транспортных ШВП всех классов точности значения Vир не регламентируют, а значение еp =2 lи V300p /300.
7. Нормы кинематической точности, мм
Измеряемая |
Vир для классов точности |
||||||
по ОСТ 2 РЗ1-4-88 |
приемосдаточные |
||||||
Св. |
До |
П1 |
П3 |
П5 |
П1 |
П3 |
П5 |
|
315 |
0,006 |
0,012 |
0,023 |
0,005 |
0,008 |
0,018 |
315 |
400 |
0,006 |
0,012 |
0,025 |
0,005 |
0,010 |
0,020 |
400 |
500 |
0,007 |
0,013 |
0,026 |
0,005 |
0,010 |
0,020 |
500 |
630 |
0,007 |
0,014 |
0,029 |
0,006 |
0,012 |
0,023 |
630 |
800 |
0,008 |
0,016 |
0,031 |
0,007 |
0,013 |
0,025 |
800 |
1000 |
0,009 |
0,017 |
0,035 |
0,008 |
0,015 |
0,027 |
1000 |
1250 |
0,010 |
0,019 |
0,039 |
0,009 |
0,016 |
0,030 |
1250 |
1600 |
0,011 |
0,022 |
0,044 |
0,010 |
0,018 |
0,035 |
1600 |
2000 |
0,013 |
0,025 |
0,051 |
0,011 |
0,021 |
0,040 |
2000 |
2500 |
0,015 |
0,029 |
0,059 |
0,013 |
0,024 |
0,046 |
2500 |
3150 |
0,017 |
0,034 |
0,069 |
0,015 |
0,029 |
0,054 |
3150 |
4000 |
0,021 |
0,041 |
0,082 |
0,018 |
0,035 |
0,065 |
4000 |
5000 |
- |
0,049 |
0,099 |
- |
0,041 |
0,077 |
5000 |
6300 |
— |
— |
0,119 |
— |
— |
0,093 |
Согласно ОСТ 2 Р31-5-89 качество материалов, обработки и сборки ШВП должно соответствовать ГОСТ 7599-82, а для поставок на экспорт -
ОСТ2 Н06-1-86.
Радиальный зазор между винтом и гайкой до создания преднатяга для ШВП с полукруглым профилем должен соответствовать значениям, приведенным в табл. 8.
Радиальный зазор измеряют при смещении собранной гайки в радиальном направлении под действием силы, превышающей силу тяжести гайки в 1,5-2 раза. Измерительный наконечник индикатора должен касаться наружной поверхности гайки.
8. Радиальный зазор ШВП до создания преднатяга
Номинальный |
Шаг резьбы Р , мм |
Радиальный зазор, мм |
|
максимальный |
минимальный |
||
16 |
2,5 |
0,020/- |
0,056/- |
25 |
5,0 |
0,093/0,107 |
0,067/0,073 |
25 |
10,0 |
0,170/0,170 |
0,110/0,113 |
32 |
5,0 |
0,096/0,110 |
0,064/0,075 |
32 |
10,0 |
0,170/0,171 |
0,110/0,112 |
40 |
5,0 |
0,096/0,110 |
0,064/0,072 |
40 |
6,0 |
0,101/0,113 |
0,059/0,065 |
40 |
10,0 |
0,161/0,173 |
0,119/0,126 |
50 |
5,0 |
0,101/0,110 |
0,059/0,061 |
50 |
10,0 |
0,163/0,175 |
0,117/0,125 |
50 |
12,0 |
0,183/0,197 |
0,137/0,146 |
63 |
10,0 |
0,165/0,177 |
0,115/0,123 |
80 |
10,0 |
0,167/0,179 |
0,113/0,121 |
80 |
20,0 |
0,247/0,273 |
0,193/0,211 |
100 |
10,0 |
0,170/0,192 |
0,110/0,118 |
100 |
20,0 |
0,250/0,276 |
0,180/0,198 |
125 |
20,0 |
0,422/0,430 |
0,338/0,350 |
Примечание. В знаменателе приведены значения радиального зазора для винтов с разгрузочными канавками (рис. 1,6).
Осевая жесткость. Под осевой жесткостью понимают отношение действующей на передачу осевой силы, приложенной к гаечной группе, к ее осевому перемещению относительно винта при условии, что винт не проворачивается.
Значения осевой жесткости должны быть не менее значений, приведенных в табл. 9 и 10.
При измерении жесткости корпус гаечной группы и винт удерживают от проворота. На винте закрепляют измерительное приспособление, позволяющее одновременно производить измерения смещения корпуса (гайки) относительно винта в трех равномерно расположенных по окружности точках при помощи датчиков линейного перемещения. К винту прикладывают осевую силу F . Значения силы F , прикладываемой к винту при определении осевой жесткости, приведены в табл. 11.
Грузоподъемность. Значения динамической Сa и статической С0a грузоподъемностей, а также минимальные и максимальные значения момента Тхх холостого хода ШВП приведены в табл. 12.
Шариковинтовые передачи характеризуются базовой статической осевой С0a и базовой динамической осевой Сa грузоподъемностью.
Базовая статическая осевая грузоподъемность С0a - статическая осевая сила (Н), которая вызывает общую остаточную пластическую деформацию шарика, канавок винта и гайки, равную 0,0001 диаметра шарика.
9. Осевая жесткость корпусных ШВП
Номинальный |
Шаг резьбы Р, |
Жесткость для классов точности, Н/мкм |
|||||
П1 |
ПЗ |
П5 |
П7 |
- |
- |
||
25 |
5 |
500 |
460 |
420 |
400 |
— |
- |
40 |
5 |
950 |
880 |
800 |
760 |
- |
- |
50 |
5 |
1250 |
1150 |
1050 |
990 |
- |
- |
63 |
10 |
1350 |
1260 |
1150 |
1100 |
- |
- |
80 |
10 |
1700 |
1570 |
1430 |
1350 |
- |
- |
100 |
10 |
2200 |
2040 |
1860 |
1770 |
- |
- |
Примечания: 1. Жесткость для классов точности Т9 и Т10 не регламентируют.
2. Для исполнения с одной гайкой жесткость не регламентируют, с двумя - согласно приведенным в таблице значениям (при этом гайки заключают в технологический корпус).
10. Осевая жесткость бескорпусных ШВП
Номинальный диаметр d0, мм |
Шаг резьбы Р, |
Жесткость для классов точности, Н/мкм |
|||||
П1 |
ПЗ |
П5 |
П7 |
- |
- |
||
16 |
2,5 |
230 |
215 |
200 |
190 |
- |
- |
25 |
5 |
560 |
540 |
490 |
460 |
- |
- |
32 |
5 |
760 |
730 |
665 |
630 |
- |
- |
40 |
5 |
1050 |
1000 |
950 |
900 |
- |
- |
50 |
5 |
1250 |
1200 |
1100 |
1050 |
- |
- |
63 |
10 |
1550 |
1500 |
1370 |
1300 |
- |
- |
80 |
10 |
1900 |
1800 |
1650 |
1570 |
- |
- |
100 |
10 |
2450 |
2350 |
2150 |
2050 |
- |
- |
125 |
20 |
2850 |
2750 |
2525 |
2400 |
— |
— |
Примечание. Жесткость для классов точности Т9 и Т10 не регламентируют.
11. Значения осевой силы F при определении жесткости ШВП
Типоразмер d0 x P , мм |
F, кН |
Типоразмер d0 x P , мм |
F, кH |
16х2,5 |
0,5 |
50х10 |
3,75 |
25х5 |
1,6 |
50х12 |
6,9 |
25х10 |
3,0 |
63х10 |
7,5 |
32х5 |
2,3 |
80х10 |
9,15 |
32х10 |
2,5 |
80х20 |
12,0 |
40х5 |
4,6 |
100х10 |
15,0 |
40х6 |
3,0 |
100х20 |
25,95 |
40х10 |
3,25 |
125х20 |
40,0 |
50х5 |
4,85 |
12. Основные характеристики ШВП
Типоразмер |
Грузоподъемность, Н |
Тхх , Н м |
||
статическая С0а |
динамическая Са |
min |
max |
|
16х2,5 |
9600 |
5000 |
0,05 |
0,20 |
25х5 |
28100 |
16580 |
0,08 |
0,32 |
25х10 |
48800 |
46400 |
0,11 |
0,35 |
32х5 |
37500 |
17710 |
0,18 |
0,56 |
32х10 |
65000 |
49800 |
0,22 |
0,60 |
40х5 |
49400 |
19170 |
0,30 |
0,84 |
40х6 |
56400 |
23700 |
0,32 |
0,83 |
40х10 |
85900 |
54700 |
0,45 |
0,95 |
50х5 |
62800 |
20640 |
0,50 |
1,35 |
50х10 |
112500 |
57750 |
0,48 |
1,23 |
50х12 |
119900 |
65400 |
0,49 |
1,09 |
63х10 |
149700 |
62030 |
0,75 |
2,03 |
80х10 |
197700 |
66880 |
1,23 |
3,25 |
80х20 |
297600 |
143400 |
2,30 |
3,88 |
100х10 |
251100 |
71840 |
2,04 |
5,20 |
100х20 |
386400 |
151800 |
2,75 |
5,23 |
125х20 |
729000 |
278000 |
2,80 |
5,50 |
Примечание. Приведенные значения для корпусных ШВП соответствуют исполнениям II, III и IV.
Базовая динамическая осевая грузоподъемность Са - осевая сила (Н), которую шариковинтовая передача может воспринимать при базовой долговечности, составляющей 1 миллион оборотов винта.
Базовые грузоподъемности соответствуют передаче, выполненной из обычно применяемых сталей [1, 3]. При отличии свойств материала от обычных, а также в зависимости от класса точности, твердости рабочих поверхностей и др. вычисляют значение скорректированной статической С0ар и скорректированной динамической Сар грузоподъемности:
С0ар = K0С0а и Сар=KСa ,
где Ко и К - корректирующие коэффициенты (см. с. 798).
Момент холостого хода замеряют в контролируемой передаче, установленной в центрах стенда, при вращении винта с частотой 100 мин-1.
Все параметры в табл. 9-12 указаны для ШВП с трехконтурными гайками. Для ШВП, имеющих гайки с количеством контуров 1, 2, 4, 5 или 6 значения осевой жесткости, статической грузоподъемности должны быть уменьшены в 3; 1,5; 0,75; 0,6 или 0,5 раза соответственно. Значения динамической грузоподъемности должны быть уменьшены в 2,57; 1,42; 0,78; 0,64 или 0,55 раза соответственно.
В ШВП с вкладышами, установленными в окна гаек с помощью элементов ориентации, совмещающими канал возврата с резьбой гайки в зоне контакта шариков с гайкой, динамическая грузоподъемность выше в 1,02 раза, а долговечность - 1,06 раза.
Значения критической осевой силы должны соответствовать ОСТ 2 Н62-6-85.
ШВП с предварительным натягом. С целью устранения осевого зазора в сопряжении винт-гайка и повышения тем самым осевой жесткости и точности перемещения ведомого элемента ШВП собирают с предварительным натягом.
Передачи, применяемые в станкостроении, выполняют с натягом; они состоят из двух гаек, каждая из которых имеет по три рабочих витка. Перепускные каналы в специальных вкладышах соединяют два соседних витка. Шарики в этом случае разделены на три циркулирующие группы.
Профиль резьбы - полукруглый. Натяг создают относительным осевым смещением гаек, которое осуществляют установкой .прокладок между ними или их относительным угловым поворотом. В последнем случае соединение гаек с корпусом выполняют зубчатыми муфтами, у которых наружные зубья нарезаны на фланцах гаек, а внутренние - на корпусе. Числа зубьев муфт отличаются на единицу, что позволяет поворачивать гайку одну относительно другой на малый угол, осуществляя осевое смещение на очень малую величину.
Если число зубьев на фланце одной из гаек z , а на фланце другой (z +1), то поворот обеих гаек в одну сторону на k зубьев приводит при шаге Р
к их осевому смещению на
Δ = Pk / [z(z + 1)]
Например, при z =92, P=10 мм и k =1 имеем Δ =1,2 мкм.
Поворот гаек выполняют вне винта на специальной оправке - трубе с наружным диаметром, равным внутреннему диаметру резьбы винта по впадинам, после чего гайки вместе с корпусом навинчивают на винт.
Технические требования на основные детали шариковинтовых передач, применяемых в станкостроении, установлены ОСТ 2 Р31-5-89 (табл. 13). Нормы точности винта - по ОСТ2 Р31-4-88.
13. Технические требования на основные детали ШВП
Наименование |
Материал |
Твердость |
Параметр Ra, мкм, <
Саеко запчасти: saeco vienna запчасти remochka.ru/zapchasti/saeco/cofemachine.
Справочник конструктора - Все что нужно любому конструктору! ©2008-2024
|