МАСЛООТКАЧИВАЮЩИЕ КАНАВКИ
28. Основные размеры маслооткачивающих каавок, мм
Номинальный диаметр D |
Отклонение отверстий |
Втулка является подшипником |
Втулка |
Шаг |
Число ходов |
b |
t |
Отклонение вала |
|||||||
е8 |
е9 |
||||||
10-18 |
+0,019 |
-0,030 |
-0,045 |
3 |
1 |
1 |
0,5 |
-0,055 |
-0,075 |
5 |
|||||
18-30 |
+0,023 |
-0,040 |
-0,060 |
7 |
2 |
||
-0,070 |
-0,095 |
10 |
|||||
30-50 |
+0,027 |
-0,050 |
-0,075 |
7 |
1,5 |
1 |
|
-0,085 |
-0,115 |
10 |
2 |
||||
50-80 |
+0,030 |
-0,065 |
-0,095 |
10 |
3 |
1,5 |
|
-0,105 |
-0,145 |
14 |
2 |
||||
80-120 |
+0,035 |
-0,080 |
-0,120 |
16 |
4 |
2 |
|
-0,125 |
-0,175 |
24 |
Уплотнение при помощи спиральных маслооткачивающих канавок (табл. 28) не обладает герметичностью, но препятствует вытеканию наружу масла, принудительно прогоняет его в нужном направлении. Такое уплотнение применяют при большой частоте вращения (не менее 5 м/с) вала или втулки с постоянным направлением вращения и при незначительном количестве подаваемого масла.
Направление канавок зависит от направления вращения вала. Если вал вращается по часовой стрелке, то направление канавок на валу будет правое, а на втулке - левое. Если вал вращается против часовой стрелки, направление канавок будет противоположным:
на валу - левое, на втулке - правое.
Направление вращения вала определяют, смотря на него со стороны масляной ванны.
МАСЛООТРАЖАТЕЛЬНЫЕ КОЛЬЦА И КАНАВКИ
Для предотвращения утечки жидкой смазки широко используют маслоотражательные кольца (табл. 29) и канавки на валах (рис. 19).
Смазка, вытекающая из корпуса, попадает на отражательное кольцо или в канавку и центробежной силой отбрасывается в полость крышки корпуса, откуда возвращается в корпус по специально предусмотренному для этого каналу. Маслоотражательные кольца выполняют за одно целое с валом (рис. 19, а), устанавливают в канавку на валу (рис. 19, б) или укрепляют на нем.
29. Основные размеры маслоотражательных колец, мм
D (по H8) | D1 | D2 | a | b | c | d | |
50 60 70 80 90 |
70 80 90 100 110 |
110 110 120 130 140 |
2 | 16 | 6 | М6 | |
100 110 125 |
125 135 150 |
160 170 185 |
5 | 19 | 7 | М6 |
Маслооотражательные канавки бывают одинарными (рис. 19, в) и двойными (рис. 19, г).
Эти уплотнения работают в узлах, смазываемых жидкими маслами; наиболее эффективны при высоких окружных скоростях (не менее 7 м/с). Для маслоотражательных устройств характерны простота конструкции, отсутствие трения и износ деталей уплотнения.
КОМБИНИРОВАННЫЕ УПЛОТНЕНИЯ
Комбинированные уплотнения (рис. 20-24) представляют собой комбинацию уплотнений различных типов. Их часто применяют в ответственных конструкциях и при особо тяжелых условиях эксплуатации. Ниже приведены примеры таких уплотнений:
фетровое кольцо и отражательный фланец, отбрасывающий масло в полость крышки (рис. 20);
фетровое кольцо и лабиринт (рис. 21);
лабиринтно-канавочно-войлочное уплотнение (рис. 22);
жировое (пластичная смазка подается в лабиринт через каналы) и канавочно-войлоч-ное уплотнение (рис. 23);
уплотнение крышкой, поверхность которой одновременно работает как центробежное кольцо (рис. 24).
РЕЗИНОВЫЕ АРМИРОВАННЫЕ МАНЖЕТЫ ДЛЯ ВАЛОВ
(по ГОСТ 8752-79 в ред. 1991 г.)
Резиновые армированные однокромочные манжеты с пружиной предназначены для уплотнения валов. Манжеты работают в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа, скорости до 20 м/с и температуре от -60 до +170 °С в зависимости от группы резины.
Типы и основные размеры. Манжеты изготовляют двух типов: I - однокромочные; II - однокромочные с пыльником.
Манжеты типа I предназначены для предотвращения вытекания уплотняемой среды. Манжеты типа II предназначены для предотвращения вытекания уплотняемой среды и защиты от проникания пыли.
Манжеты изготовляют в двух исполнениях: 1 - с механически обработанной кромкой; 2- с формованной кромкой.
Манжеты 2-го исполнения изготовляют по согласованию между изготовителем и потребителем.
30. Основные размеры резиновых армированных манжет, мм
Диаметр |
D |
Н |
h1, |
Диаметр |
D |
Н |
h1, |
|
1-го ряда |
1-го ряда |
|||||||
6; 7; 8; 9 |
22 |
7 |
10 |
60 |
85 |
10 |
14 |
|
10; 11 |
26 |
7 |
10 |
63; 65 |
90 |
10 |
14 |
|
12; 13; 14 |
28 |
7 |
10 |
70; 71 |
95 |
10 |
14 |
|
15 |
30; 32 |
7 |
10 |
75 |
100 |
10 |
14 |
|
16 |
30; 35 |
7 |
10 |
80 |
105 |
10 |
14 |
|
17 |
32 |
7 |
10 |
85 |
110 |
12 |
16 |
|
18; 19; 20 |
35 |
7 |
10 |
90; 92; 95 |
120 |
12 |
16 |
|
20; 21; 22 |
40 |
10 |
14 |
100 |
125 |
12 |
16 |
|
24 |
40 |
7 |
10 |
105 |
130 |
12 |
16 |
|
25 |
42 |
10 |
14 |
110 |
135 |
12 |
16 |
|
26 |
45 |
10 |
14 |
115 |
145 |
12 |
16 |
|
28 |
50 |
10 |
14 |
120 |
145; 150 |
12 |
16 |
|
30; 32 |
52 |
10 |
14 |
125 |
155 |
12 |
16 |
|
35; 36 |
58 |
10 |
14 |
130 |
160 |
15 |
20 |
|
38 |
52 |
7 |
10 |
140 |
170 |
15 |
20 |
|
38 |
58 |
10 |
14 |
150 |
180 |
15 |
20 |
|
40 |
60; 62 |
10 |
14 |
160 |
190 |
15 |
20 |
|
42 |
62 |
10 |
14 |
170 |
200 |
15 |
20 |
|
45 |
65 |
10 |
14 |
180 |
220 |
15 |
20 |
|
48; 50 |
70 |
10 |
14 |
190 |
230 |
15 |
20 |
|
52 |
75 |
10 |
14 |
200 |
240 |
15 |
20 |
|
55; 56; 58 |
80 |
10 |
14 |
|
|
|
|
Основные размеры манжет должны соответствовать указанным в табл. 30.
ГОСТ 8752-79 предусматривает также: d свыше 200 до 480 мм; ряды 2; 3 и 4.
Манжеты по ряду 1 предназначены для предпочтительного применения во всех отраслях машиностроения.
Манжеты по ряду 2 допускается применять в дополнение к ряду 1 для автомобильной промышленности и изделий специального назначения.
Манжеты по ряду 3 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для авиационной техники.
Манжеты по ряду 4 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для комплектации импортного оборудования.
Для машин и узлов, находящихся в эксплуатации и в серийном производстве, допускается изготовлять манжеты с основными размерами, не предусмотренными ГОСТ 8752-79, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Условное обозначение манжет с пружиной строится по следующей структуре:
Рис. 25. Диаграмма выбора резины:
I - резины 1-й и 3-й групп;
II - 4-й группы;
III - 5-й и 6-й групп
Примечания к диаграмме:
1. Для серийных манжет типа II, выпускаемых по согласованным
чертежам, скорости должны быть снижены на 30-50 %.
2. Допускается применять резины 1 - 3-й групп в зоне II без
гарантий, указанных в разделе 8 ГОСТ 8752-79.
Пример обозначения манжеты типа 1, исполнения 1 для вала диаметром 60 мм с наружным диаметром 85 мм из резины группы 1:
Манжета 1.1-60x85-1 ГОСТ 8752-79/номер чертежа
Технические требования. 1. Манжеты должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по отраслевым стандартам, рабочим чертежам и технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке. Каркасы и пружины должны изготовляться по отраслевым стандартам или рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2. В зависимости от условий работы манжет группу резины выбирают по диаграмме (рис. 25) и следующим данным в табл. З0а.
З0а. Условия выбора резины
Тип |
Группа |
Нижний темпе- |
Температура уплотняемой среды, °С |
||||||||
Минеральные масла |
Смазка на основе минераль- |
Дизель- |
Углево- |
Вода (питьевая, техни- |
Тормоз- |
||||||
мотор- |
Транс- |
гипоид- |
соля-
|
||||||||
Бутадиен- |
1 |
-45 |
+100 |
+100 |
+80 |
+90 |
+90 |
- |
- |
С |
- |
Фтор- |
4 |
-45 |
+150 |
+150 |
+150 |
+150 |
+100 |
+150 |
- |
- |
С |
Силико- |
6 |
-55 |
+150 |
+130 |
+130 |
С |
С |
С |
- |
С |
С |
Примечания: 1. ГОСТ 8752-79 предусматривает также группы резины 5 и 6. |
3. Для работы в условиях Крайнего Севера манжеты рекомендуется изготовлять из резины групп 3, 6.
4. Не допускается разъем пресс-форм по рабочей кромке и поверхностям А и Б.
5. На поверхности А в технически обоснованных случаях допускается изготовлять маслоотгонные рельефы с возможным выходом на рабочую кромку манжет по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
6. Каркас должен быть обрезинен. Допускается оголение поверхности каркаса в местах фиксации каркаса в пресс-форме.
7. Предельные отклонения по наружному диаметру D манжет 1, 2 и 4-го рядов не должны превышать следующих значений, мм:
Наружный диаметр.......................До 30 Св. 30 Св. 80
до 80 до 150
Предельные отклонения..............+0,35 +0,40 +0,50
+0,15 +0,20 +0,30
8. Предельные отклонения высоты h манжеты не должны превышать следующих значений, мм:
Высота манжеты ......................... 5-8 10; 12 15
Предельные отклонения.............±0,2 ±0,3 ±0,4
9. Манжеты должны быть морозостойки при температурах, указанных в табл. З0а.
10. Манжеты должны обеспечивать герметичность при испытании на специальном стенде в течение 48 ч по методике, утвержденной в установленном порядке.
11. Допускается подтекание без каплеобразования и падения. Удельная утечка не должна быть более
10-2 см3/(смч). Расчет удельной утечки q в см3/(см-ч) производят по формуле
где Q - утечка за время t, см3; D - диаметр вала, см; t - время сбора утечки, ч (t ≥ 8 ч).
12. 95 %-ный ресурс должен быть: 1) для манжет из резин групп 1-3, установленных:
на тракторах, двигателях и судовых механизмах - не менее 3000 г;
на автомобилях - 120000 км пробега;
2) для манжет из резин групп 4-5, установленных:
на тракторах, двигателях и судовых механизмах - не менее 10000 г;
на автомобилях - 200000 км пробега;
3) для манжет из резин группы 6, установленных:
на тракторах, двигателях и судовых механизмах - не менее 5000 г;
на автомобилях - 150000 км пробега.
31. Параметры сопряженных деталей
Параметры | Вал | Отверстие |
Шероховатость поверхности по ГОСТ 2789-73 при скорости скольжения: |
Ra от 0,63 до 0,32 мкмRa от 0,32 до 0,16 мкм Ra 25 - 30HRC 50HRC h10 0,18 - |
Ra от 2,5 до 1,25мкм Rz 40 H9 - 0,10 |
При эксплуатации изделий в агрессивных средах необходимо применять валы с защитным антикоррозионным покрытием Хтв 42. Значения шероховатости и отклонения размеров вала должны быть указаны после покрытия. |