На главную
Справочник конструктораполезный сайт для инженера-машиностроителя


СПРАВОЧНИК

МЕНЮ

УПЛОТНЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

 

МАСЛООТКАЧИВАЮЩИЕ КАНАВКИ 

28. Основные размеры маслооткачивающих каавок, мм

Номинальный диаметр D

Отклонение отверстий
 по Н7

Втулка является подшипником

Втулка
 не яв
ляется подшипником

Шаг

Число ходов

b

t

Отклонение вала

е8

е9

10-18

+0,019

-0,030

-0,045

3

1

1

0,5

-0,055

-0,075

5

18-30

+0,023

-0,040

-0,060

7

2

-0,070

-0,095

10

30-50

+0,027

-0,050

-0,075

7

1,5

1

-0,085

-0,115

10

2

50-80

+0,030

-0,065

-0,095

10

3

1,5

-0,105

-0,145

14

2

80-120

+0,035

-0,080

-0,120

16

4

2

-0,125

-0,175

24

  Уплотнение при помощи спиральных маслооткачивающих канавок (табл. 28) не обладает герметичностью, но препятствует вытеканию наружу масла, принудительно прогоняет его в нужном направлении. Такое уплотнение применяют при большой частоте вращения (не менее 5 м/с) вала или втулки с постоянным направлением вращения и при незначительном количестве подаваемого масла.
  Направление канавок зависит от направления вращения вала. Если вал вращается по часовой стрелке, то направление канавок на валу будет правое, а на втулке - левое. Если вал вращается против часовой стрелки, направление канавок будет противоположным:
  на валу - левое, на втулке - правое.
  Направление вращения вала определяют, смотря на него со стороны масляной ванны.

МАСЛООТРАЖАТЕЛЬНЫЕ КОЛЬЦА И КАНАВКИ

  Для предотвращения утечки жидкой смазки широко используют маслоотражательные кольца (табл. 29) и канавки на валах (рис. 19).
  Смазка, вытекающая из корпуса, попадает на отражательное кольцо или в канавку и центробежной силой отбрасывается в полость крышки корпуса, откуда возвращается в корпус по специально предусмотренному для этого каналу. Маслоотражательные кольца выполняют за одно целое с валом (рис. 19, а), устанавливают в канавку на валу (рис. 19, б) или укрепляют на нем.

29. Основные размеры маслоотражательных колец, мм

D (по H8) D1 D2 a b c d
50
60
70
80
90
70
80
90
100
110
110
110
120
130
140
2 16 6 М6
100
110
125
125
135
150
160
170
185
5 19 7 М6

 Маслооотражательные канавки бывают одинарными (рис. 19, в) и двойными (рис. 19, г).
  Эти уплотнения работают в узлах, смазываемых жидкими маслами; наиболее эффективны при высоких окружных скоростях (не менее 7 м/с). Для маслоотражательных устройств характерны простота конструкции, отсутствие трения и износ деталей уплотнения.

КОМБИНИРОВАННЫЕ УПЛОТНЕНИЯ

  Комбинированные уплотнения (рис. 20-24) представляют собой комбинацию уплотнений различных типов. Их часто применяют в ответственных конструкциях и при особо тяжелых условиях эксплуатации. Ниже приведены примеры таких уплотнений:
  фетровое кольцо и отражательный фланец, отбрасывающий масло в полость крышки (рис. 20);
  фетровое кольцо и лабиринт (рис. 21);
  лабиринтно-канавочно-войлочное уплотнение (рис. 22);
  жировое (пластичная смазка подается в лабиринт через каналы) и канавочно-войлоч-ное уплотнение (рис. 23);
  уплотнение крышкой, поверхность которой одновременно работает как центробежное кольцо (рис. 24).

РЕЗИНОВЫЕ АРМИРОВАННЫЕ МАНЖЕТЫ ДЛЯ ВАЛОВ 
(по ГОСТ
8752-79 в ред. 1991 г.)

  Резиновые армированные однокромочные манжеты с пружиной предназначены для уплотнения валов. Манжеты работают в минеральных маслах, воде, дизельном топливе при избыточном давлении до 0,05 МПа, скорости до 20 м/с и температуре от -60 до +170 °С в зависимости от группы резины.
  Типы и основные размеры. Манжеты изготовляют двух типов: I - однокромочные; II - однокромочные с пыльником.
  Манжеты типа I предназначены для предотвращения вытекания уплотняемой среды. Манжеты типа II предназначены для предотвращения вытекания уплотняемой среды и защиты от проникания пыли.
  Манжеты изготовляют в двух исполнениях: 1 - с механически обработанной кромкой; 2- с формованной кромкой.
  Манжеты 2-го исполнения изготовляют по согласованию между изготовителем и потребителем.

30. Основные размеры резиновых армированных манжет, мм

Диаметр
вала d

D

Н

h1,
не более

 

Диаметр
вала d

D

Н

h1,
не более

1-го ряда

1-го ряда

6; 7; 8; 9

22

7

10

60

85

10

14

10; 11

26

7

10

63; 65

90

10

14

12; 13; 14

28

7

10

70; 71

95

10

14

15

30; 32

7

10

75

100

10

14

16

30; 35

7

10

80

105

10

14

17

32

7

10

85

110

12

16

18; 19; 20

35

7

10

90; 92; 95

120

12

16

20; 21; 22

40

10

14

100

125

12

16

24

40

7

10

105

130

12

16

25

42

10

14

110

135

12

16

26

45

10

14

115

145

12

16

28

50

10

14

120

145; 150

12

16

30; 32

52

10

14

125

155

12

16

35; 36

58

10

14

130

160

15

20

38

52

7

10

140

170

15

20

38

58

10

14

150

180

15

20

40

60; 62

10

14

160

190

15

20

42

62

10

14

170

200

15

20

45

65

10

14

180

220

15

20

48; 50

70

10

14

190

230

15

20

52

75

10

14

200

240

15

20

55; 56; 58

80

10

14

 

 

 

 

  Основные размеры манжет должны соответствовать указанным в табл. 30.
  ГОСТ 8752-79 предусматривает также: d свыше 200 до 480 мм; ряды 2; 3 и 4.
  Манжеты по ряду 1 предназначены для предпочтительного применения во всех отраслях машиностроения.
  Манжеты по ряду 2 допускается применять в дополнение к ряду 1 для автомобильной промышленности и изделий специального назначения.
  Манжеты по ряду 3 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для авиационной техники.
  Манжеты по ряду 4 допускается применять в дополнение к ряду 1 только для комплектации импортного оборудования.
  Для машин и узлов, находящихся в эксплуатации и в серийном производстве, допускается изготовлять манжеты с основными размерами, не предусмотренными ГОСТ 8752-79, по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
  Условное обозначение манжет с пружиной строится по следующей структуре:

Рис. 25. Диаграмма выбора резины:
I - резины 1-й и 3-й групп;
II - 4-й группы;

III -
5-й и 6-й групп

Примечания к диаграмме:
1. Для серийных манжет типа II,
выпускаемых по согласованным
чертежам, скорости должны быть
снижены на 30-50 %.
2. Допускается применять резины
1 - 3-й групп в зоне II без
 гарантий,
указанных в разделе 8 ГОСТ 8752-79.

  Пример обозначения манжеты типа 1, исполнения 1 для вала диаметром 60 мм с наружным диаметром 85 мм из резины группы 1:

Манжета 1.1-60x85-1 ГОСТ 8752-79/номер чертежа

  Технические требования. 1. Манжеты должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по отраслевым стандартам, рабочим чертежам и технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке. Каркасы и пружины должны изготовляться по отраслевым стандартам или рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
  2. В зависимости от условий работы манжет группу резины выбирают по диаграмме (рис. 25) и следующим данным в табл. З0а.

З0а. Условия выбора резины

Тип
эласто-
мера

Группа
резины

Нижний темпе-
ратур-
 ный предел, ºС

Температура уплотняемой среды, °С

Минеральные масла

Смазка на основе минераль-
ных масел

Дизель-
ные топлива

Углево-
ды хлори-
ванные

Вода (питьевая, техни-
ческая, морская)

Тормоз-
ная жид-
кость

мотор-
ные

Транс-
миссион-
ные (кроме гипоид-
ного)

гипоид-
ные

соля-
ровые

 

Бутадиен-
нитриль-
ный

каучук

1
2
3

-45
-30
-60

+100

+100

+80

+90

+90

-
С

-

-

С

-

Фтор-
каучук
СКФ-32
СКФ-26

4
5

-45
-20

+150
+170

+150
+170

+150

+150
С

+100
С

+150
-

-
+90

-

С

Силико-
новый каучук

6

-55

+150

+130

+130

С

С

С

-

С

С

   Примечания: 1. ГОСТ 8752-79 предусматривает также группы резины 5 и 6.
                          2. Буква «С» означает, что пригодность резины для уплотнения данной группы сред
                              определяется по согласованию потребителя с изготовителем.
                          3. Знак «-» означает, что эластомер неприменим для уплотнения в указанной группе сред.
                          4. Группа и марка резины определяется по согласованию потребителя с изготовителем.

  3. Для работы в условиях Крайнего Севера манжеты рекомендуется изготовлять из резины групп 3, 6.
  4. Не допускается разъем пресс-форм по рабочей кромке и поверхностям А и Б.
  5. На поверхности А в технически обоснованных случаях допускается изготовлять маслоотгонные рельефы с возможным выходом на рабочую кромку манжет по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
  6. Каркас должен быть обрезинен. Допускается оголение поверхности каркаса в местах фиксации каркаса в пресс-форме.
  7. Предельные отклонения по наружному диаметру D манжет 1, 2 и 4-го рядов не должны превышать следующих значений, мм: 
  Наружный диа
метр.......................До 30     Св. 30     Св. 80
                                                                        до 80     до 150

  Предельные отклонения..............+0,35       +0,40      +0,50
                                                        +0,15       +0,20      +0,30

  8. Предельные отклонения высоты h манжеты не должны превышать следующих значений, мм:
  
  Высота манжеты ......................... 5-8      10; 12      15
  Предельные отклонения.............
±0,2       ±0,3      ±0,4

  9. Манжеты должны быть морозостойки при температурах, указанных в табл. З0а.
  10. Манжеты должны обеспечивать герметичность при испытании на специальном стенде в течение 48 ч по методике, утвержденной в установленном порядке.
  11. Допускается подтекание без каплеобразования и падения. Удельная утечка не должна быть более
 10-2 см3/(смч). Расчет удельной утечки q в см3/(см-ч) производят по формуле

 где Q - утечка за время t, см3; D - диаметр вала, см; t - время сбора утечки, ч (t 8 ч).
  12. 95 %-ный ресурс должен быть: 1) для манжет из резин групп 1-3, установленных:
    на тракторах, двигателях и судовых механизмах - не менее 3000 г;
    на автомобилях - 120000 км пробега;
  2) для манжет из резин групп 4-5, установленных:
    на тракторах, двигателях и судовых механизмах - не менее 10000 г;
    на автомобилях - 200000 км пробега;
  3) для манжет из резин группы 6, установленных:
    на тракторах, двигателях и судовых механизмах - не менее 5000 г;
    на автомобилях - 150000 км пробега.

31. Параметры сопряженных деталей


Параметры Вал Отверстие

Шероховатость поверхности по ГОСТ 2789-73 при скорости скольжения:
     до 5 м/с
     св. 5 м/с
Шероховатость поверхностей
Б и В (фасок) (рис. 26)
Шероховатость поверхности А (рис. 26)
Твердость поверхности трения, не менее, при скорости скольжения:
     до 4 м/с
     св. 4 м/с
Поле допуска
Предельное радиальное биение поверхности вала, контактирующей с манжетой, мм, при частоте вращения вала, мин-1:
     до 1000
     св. 1000 до 2000
     » 2000 » 3000
     » 3000 » 4000
     » 4000 » 5000
     » 5000
Несоосность посадочного места под манжету относительно оси вращения вала, мм, не более, при диаметрах вала, мм:
     до 55
     св. 55 до 120
     » 120 » 240

Ra от 0,63 до 0,32 мкм
Ra
от 0,32 до 0,16 мкм
Ra 25

-

30HRC
50HRC
h10

0,18
0,15
0,12
0,10
0,08
0,02

-
-
-

Ra от 2,5 до 1,25мкм
-
Rz 20

Rz 40

H9

-
-
-
-
-
-

0,10
0,15
0,20

  При эксплуатации изделий в агрессивных средах необходимо применять валы с защитным антикоррозионным покрытием Хтв 42. Значения шероховатости и отклонения размеров вала должны быть указаны после покрытия.
  В технически обоснованных случаях допускается применять валы с меньшей твердостью или изготовлять их из чугуна с твердостью не менее 170...241 НВ и цветных металлов по согласованию с разработчиком стандарта



Справочник конструктора - Все что нужно любому конструктору! ©2008-2017