?Наиболее универсальны из грузозахватных приспособлений – строп.
Изготавливают их из стальных пеньковых канатов, а также из сварных цепей.
Стропы из стальных канатов ( Узор 1 ) обладают высокой прочностью и долговечностью.
Они эластичны, однако при застропке грузов с резкими уголками в них могут появиться остаточные деформации, что скоро выводит их из строя.
Поэтому : ни в коем случае невозможно эксплуатировать изношенные или забракованные канаты ;
надо систематически внимательно проверять и подтягивать крепление концов каната на канатном барабане и в иных точках заделки канатов ;
не допускать, чтобы на барабане количество витков каната было менее 1, 5 ;
уместно делать смазку каната, так как срок его службы в важной степени зависит от своевременной и правильной смазки ;
не допускать к эксплуатации блоки с выщербленными ребордами, так как выщербленная реборда служит причиной схода каната с блока или барабана, а когда перерезает канат ;
если обнаружены разорванные проволоки в числе менее того, при котором канат бракуется, их следует срезать кусачками во избежание повреждения соседних проволок ;
не допускать задевания каната за элементы конструкции крана.
Цепные стропы более эластичны, чем стальные, и используются для подъема тяжестей с тонкими краями без прокладок.
Кроме того, они не опасаются высоких температур, из - за чего применяются в цехах для транспортировки емкостей с редкими металлами и горячих подробностей.
Порок их – быстрый износ и плохая восприимчивость к динамическим нагрузкам.
Стропы, износ которых превышает 10% или располагающих до 30% негодных звеньев, к эксплуатации не допускаются.
Изготавливают эти стропы из сварных круглозвенных и сварных якорных цепей – с распорками или без распорок.
Коэффициент запаса прочности цепей принимают равным k = 5.
Во целых случаях конструкция ( двойная свивка ) используемых стальных канатов необходима отвечать установленным запросам : пряди — с линейным касанием проволок между слоями ( ЛК ) или с точечно - линейным касанием ( ТЛК ) ;
материал сердечника — органический сердечник ( ОС ) или металлический сердечник ( МС ) ;
свивка - нераскручивающаяся ( Н ) ;
направление свивки – крестовая ;
механические свойства – марки I или II ;
маркировочная группа ( прочности ) - допускается временное сопротивление 1764 МПа, но подобно исключению – не менее 1372 МПа ;
покрытие – в химически активных сферах и в воде используются канаты с гальваническим покрытием ( оцинкованная проволока ) ;
назначение – грузовые канаты ( Г ).
Проектирование грузозахватных приспособлений осуществляется специализированными организациями в соответствии с Правилами и нормативными документами.
Так, проектирование стропов из стальных канатов и цепных строп осуществляется в соответствии с нормативным документом "Стропы грузовые общего предназначения, требования к приспособлению и безопаснейшей эксплуатации" ( с изм. от 08.09.1998 ).
Директивный документ ( потом - РД ) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, применяемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных автоматов, назначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах.
В РД изложены технические требования : к конструкции стропов и их элементам, материалам, по выполнению сварных соединений, к покрытиям ;
комплектность поставки, правила приемки ;
методы контроля и экзаменов ;
маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ;
свидетельства по эксплуатации ;
гарантии изготовителя.
Главным требованием при монтаже каната является предохранение его от раскручивания.
Для этого необходимо : выставить барабан с канатом на размоточном устройстве подобным типом, чтобы ось барабана находилась в лежачем положении.
Сматываемый конец каната необходим выходить снизу или сверху барабана, который в процессе смотки каната необходим подтормаживаться.
Расстояние между барабанами должно быть не менее 300 диаметров каната.
В процессе монтажа канат должен претерпевать минимальное количество перегибов, особенно знакопеременных.
Тару следует обязательно осматривать периодически ( каждый месяц ) и результаты осмотра заносить в журнал осмотра грузозахватных приспособлений и тары.
Осмотр тары должно делать рыло, ответственное за исправное состояние тары.
Кроме того, каждый день ( ежесменно ) перед началом работы тару должны осматривать стропальщики, крановщики и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.