?Рис.
128.
Крепление концов стального каната : а — петля на зажимах ( жимках ), б — петля с заплеткой, е — петля с гильзо - клиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — на барабане с помощью клина, ж — то же, с помощью прижимных планок ;
1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4, 5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки, - 11, 13 — клинья, 12 — конусная втулка, 14 — прижимная планка
Для временного крепления канатов, что особливо часто встречается при монтажных работах, применяют петли и узлы аналогичные морским узлам.
Разница состоит в том, что морские узлы связывают из пеньковых канатов, которые располагают большую гибкость и не располагают смазки.
Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткости имеют собственную специфику вязки.
Не все морские узлы можно выполнять на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура.
Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный, который нельзя отменить канат от затяжки.
Наиболее разболтанные узлы показаны на рис.
129, а — е.
Грузозахватные приспособления и тара применяются в процессе производства трудов по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных автоматов.
Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно - монтажных, погрузочно - разгрузочных и прочих произведений с применением грузоподъемных автоматов производятся при помощи грузозахватных приспособлений.
Для подъема и перемещения слабых и сыпучих грузов используется особая тара ( бадьи, лотки, коробки, контейнеры, ковшики и т.п. ).
Канаты являются одним из важнейших конструктивных расчетных элементов.
Резерв прочности для стальных канатов принимают всегда младшим, чем для других элементов одноковшовых экскаваторов.
Поэтому в случае перегрузки экскаватора прежде всего повреждается канат.
Подобным типом, канат служит ограничителем нагрузки.
Об этом необходим хорошенько помнить машинист экскаватора и ни в коем случае не применять канаты других, чем это показано в паспорте диаметров.
Использование каната большего диаметра приводит к тому, что при перегрузке экскаватора, который нельзя отменить выдержать большую нагрузку, уже не может быть ограничителем и вместо него повреждается другой конструктивный элемент ( стрела, рукоять, ковш и т.д. ), ремонт которого обходится значительно дороже и требует больше времени, чем смена каната.
Кроме того, канат большего, чем это нужно, диаметра разрушает ручьи блоков.
Постановка канатов меньшего диаметра требует частой их замены, а значит длительных простоев экскаваторов.
Необходимо обращать самое тяжелое внимание на правильность запасовки канатов и их закрепление.
Способы крепления канатов на экскаваторах.
Чаще всего канат закрепляют с помощью клиновых зажимов.
Петлю каната вкладывают в корпус коуша и затягивают стальным клином.
С увеличением натяжения каната клин затягивается сильнее.
Для канатов небольших диаметров этот способ крепления является легчайшим.
Клин выбивают при помощи борода, вмонтированного в узенькое отверстие коуша.
Заплетка ( счаливание ) концов канатов получила широкое распространение и сохранилась из - за технологической простоты.
К порокам данного способа следует отнести высокую трудоемкость, необходимость применения опасного ручного труда, повы - шенный расход канатов ( концы после заплетки отрубают ), нарушение структурной целостности каната в зоне заплетки и снижение, его агрегатной прочности на 5 — 15% ( в зависимости от диаметра каната и квалификации рабочего ).
Необходимо заметить, что применение в подъемных машинах счаленных ( срощенных встык ) канатов запрещено.
а — шариком ;
б — втулкой с шаром ;
в — втулкой с резьбой для талрепа ;
г — крепление с втулкой типа б ;
д, е — втулки с проушиной и вилкой ;
ж — опрессовка типа огона.
При необходимости обеспечения повышенной прочности заделки, одинаковой 90 — 100% разрывной нагрузки каната, применяются втулки, которые могут располагать разное конструктивное оформление, в том количестве и вид обычного огона с коушем ( рис.
4, б — ж ).
Канаты больших диаметров ( более 30 мм ) крепят в конической втулке.
Конец каната протягивают через узенькое отверстие втулки, потом канат в месте входа во втулку перевязывают.
Конец каната расплетают на отдельные проволоки, вырезают пеньковый сердечник, а проволоки загибают в виде крючков и образовавшуюся кисть затягивают внутрь втулки.
Внутреннюю поверхность втулки и находящщиеся в ней проволоки протравливают соляной кислотой, втулку заливают баббитом или другим припоем, а в особо ответственных случаях - свинцом или цинком.
Канат можно крепить, заплетая его конец.
Длина заплетаемой части должна быть не менее 0, 4 ??, если диаметр каната до 12 мм, а если свыше 12 мм - то 0, 7 ??.
Этот способ крепления используется не часто.
Широко применяется крепление каната болтовыми зажимами.
Для канатов диаметром от 10 до 34 мм необходимо от 3 до 7 зажимов при расстоянии между зажимами соответственно от 80 до 230 мм.
Крепление каната в барабане одним клином аналогично креплению клиновым зажимом.
Крепление двумя клиньями производится следующим типом : конец каната 1 выпускают через оба отверстия барабана и рано режут клин 2, размещенный ближе к концу каната, а затем клин 3.
Применяется также и болтовое соединение канатов с барабаном, при этом новый служит одной из щечек зажима.