На главную
Справочник конструктораполезный сайт для инженера-машиностроителя


СПРАВОЧНИК

МЕНЮ

Типы чугунов

?При производстве отливок возможны события, когда кроме белых чугунов ( в которых весь углерод находится в объединенном состоянии в виде цементита ) и феррито - графитных ( в которых углерод находится в пустом состоянии в виде графита ) получаются чугуны, в структуре которых существуют и графит и цементит, т.е. часть углерода находится в пустом, а часть в объединенном состоянии.
В соответствии с этим конструкционные чугуны производятся со следующими строениями :

Транспортер 16-осный (миксер) для перевозки жидкого чугуна на подшпниках скольжения Масса 208,5 т Скорость 50 км/ч Грузоподъемность 150 т Тип упряжи СА 1974 г, Новокраматорский завод
DSCN6518

б ) Половинчатый чугун.
Половинчатый чугун характерен тем, что наряду с карбидной эвтектикой в структуре существует и графит.
Это обозначает, что число связанного углерода превосходит его предельную растворимость в аустените в настоящих условиях затвер­девания.
Структура половинчатого чугуна — ледебурит + перлит + гра­фит.
В легированных и термически обработанных чугунах можно получить мартенсит, аустенит или игольчатый тростит.
Половинчатым чугун называется потому, что вид излома у него представляет собой сочетание из ясных и черных участков кристал­лического строения.
Половинчатый чугун тверд и хрупок ;
приме­нение изделий из половинчатого чугуна ограничено.
Чаще всего эта структура встречается в отбеленных отливках в качестве пере­ходной зоны между отбеленным слоем и графитизированной частью.
в ) Серый чугун ( СЧ ).
Серый чугун наиболее распространенный машиностроительный материал.
Главнейшее отличие серого чугуна заключается в том, что графит в плоскости шлифа имеет пластин­чатую форму ( рис.
Когда пластины очень дисперсны, графит назы­вают дисперсным или точечным Получение пластинчатой формы графита не требует термо­обработки или обязательного модифицирования.
Пластинчатый графит раз­личают по степени изолирован­ности, характеру настроения, фигуре и размерам пластин

Сплавы, которые содержат соответствующие добавки таких элементов, подобно кремнию, хром, никель или алюминий.
Их можно анализировать как две категории чугунов : безграфитные белые чугуны и чугуны, содержащие графит.
Безграфитные белые чугуны имеют весьма рослое сопротивление истиранию.
В содержащих графит чугунах он пребывает в форме чешуек или шаровидных включений, и к ним применимы определения теплового сопротивления серых и пластичных чугунов.
Подобные типы чугунов имеют очень высокое коррозионное сопротивление и называются коррозионностойкими.

По технологии получения различают отливки, зарабатываемые в разовых песчаных формах, в оболочковых формах, в металлических формах ( кокиль ), в песчаных формах, созданных по газифицируемым моделям, в керамических формах, созданных по выплавляемым или выжигаемым моделям.
Особенность технологического процесса в новых двух вариантах заклюй чается в отсутствии разъема формы и стерженьков.
Модель из фигуры удаляется либо в процессе заливки фигуры металлом ( газифицируемые модели ), либо предварительно выплавляется или выжигается из керамической фигуры.
Газифицируемые и выжигаемые модели производят из полимеров ( пенополистирол, полистирол ), а выплавляемые — из легкоплавких составов на основе парафина, стеарина, церезина и др.
Осваивается производство отливок из темных сплавов ( в том количестве из чугуна ) литьем под давлением.

Для получения требуемой структуры ковкого чугуна ( феррит + графит ) в процессе отжига разлагаются цементит ледебурита, вторичный цементит и эвтектоидный цементит ( входящий в состав перлита ).
Разложение цементита ледебурита и частично цементита вторичного происходит на начальной стадии при температуре выше А с1 ( 950…1000 ?§? С ).
Разложение эвтектоидного цементита осуществляется на другой стадии графитизации, которая проводится выдержкой при температуре 740…720 ?§? С, или страшно медленным охлаждением в промежутке критических температур 760…720 ?§? С ( рис.
43 ).

Транспортер 16-осный (миксер) для перевозки жидкого чугуна на подшпниках скольжения Масса 208,5 т Скорость 50 км/ч Грузоподъемность 150 т Тип упряжи СА 1974 г, Новокраматорский завод
DSCN6520

Микроструктура шлифа чугуна варианта 3 представляет собой дендритную аустенитную основу непростого состава.
Графит присутствует в главном в пластинчатом виде, кроме этого встречаются включения графита компактной ( вермикулярной и шаровой ) фигуры.
Распределение графита менее размеренное, чем в прошлых вариантах.
Пластинки в сечении шлифа имеют длину от 50 до 150 мкм, компактные включения графита – до 50 мкм.
Бывшие в структуре чугуна включения карбидов состава Ме 3 C так же разделены и так же кроме Fe, Cr и Mn содержат дополнительно W.

Урал. №46. Заводская платформа, склад чугуна.jpg
Урал. №46. Заводская платформа, склад чугуна

Углерод в составе чугуна может присутствовать в виде химического соединения — цементит Fe 3 C, графита или их смеси.
По сравнению с металлической основой графит имеет низкую прочность.
Места его залегания можно считать нарушениями сплошности металла.
Чугун как бы пронизан включениями графита, ослабляющими его металлическую основу.
По мере округления графитных включений ( за счет модифицирования чугуна присадками SiCa, FeSi, Al, Mg ) их негативная роль как надрезов металлической основы снижается и механические свойства чугуна растут.

Углерод в составе чугуна может присутствовать в виде химического соединения - - цементит Fe 3 C, графита или их смеси.
По сравнению с металлической основой графит имеет низкую прочность.
Места его залегания можно считать нарушениями сплошности металла.
Чугун как бы пронизан включениями графита, ослабляющими его металлическую основу.
По мере округления графитных включений ( за счет модифици ...
Странички : [ 1 ] | 2 | 3 |


Справочник конструктора - Все что нужно любому конструктору! ©2008-2024