На главную
Справочник конструктораполезный сайт для инженера-машиностроителя


СПРАВОЧНИК

МЕНЮ

Назначение допусков и посадок

Поля допусков и должные им пре­дельные отклонения приняты разными в трех диапазонах номинальных величин : от 1 до 500мм к свыше 500 до 3150мм - по ГОСТ 25347 - 82, свыше 3150 до 10000мм - по ГОСТ 25348 - 82.
ГОСТ 25347 - 82 регламентирует поля допусков и наибольшие отклонения для номинальных величин до 1мм.


Потом, употребляя этим же образцом, вращаемся к таблице полей допус­ков 7-го квалитета.
Допустим, что необходимо сочленить вал с отверсти­ем диаметром 036 мм.
По таблице определяем величину предельных отклоне­ний для отверстия с полем допуска Н7.
В промежутке размеров от 30 до 40 мм устанавливаем следующие значения наибольших отклонений : 0...
+ 25 мкм.
Для вала с полем допуска к6 по 6 - му квалитету значение наибольших отклонений равно : + 13...
- 13 мкм.
Сейчас на наброске или чертеже детали с отверстием пишем?
36 + 0, 025 мм ;
на наброске или чертеже вала —?
36 + 0, 003...
- 0, 013 мм.
При необходимости вычислить величину допуска можно пользоваться советами, ука­занными выше.
Цитата из образца приведена в табл.

При заданных квалитете и интервале номинальных величин значение допуска постоянно для волн и дыр ( их поля допусков одни ).
Начиная с 5-го квалитета, допуски при переходе к соседнему менее точному квалитету увеличиваются на 60% ( знаменатель геометрической прогрессии одинаков 1, 6 ).
Через любые пять квалитетов допуски увеличиваются в 10 раз.
Например, для деталей номинальных размеров св.
1 до 3 мм допуск 5-го квалитета ІТ5 = 4 мкм ;
через пять квалитетов он растет в 10 раз, т. е. ІТ1О = .40 мкм и т. д.

Переходные посадки.
Предназна­чены для неподвижных соединений деталей, подвергающихся при починках или по услови­ям эксплуатации сборке и разборке.
Взаимная неподвижность деталей обеспечивается шпон­ками, штифтами, нажимными винтами и т.п.
Менее тугие посадки ставят при необхо­димости в частых разборках соединения, при неудобствах разборки и возможности повреж­дения соседних деталей ;
потуже - если требуется высокая точность центрирования, при ударных нагрузках и вибрациях.

Основное отклонение — одно из двух аномалий ( верхнее или нижнее ), применяемое для определения положения поля допуска относительно нулевой линии.
Таким отклонением является самое близкое отклонение от нулевой линии.
Для полей допусков вала ( отверстия ), расположенных выше нулевой линии, основное отклонение является тельным отклонением, вала еі ( для, отверстия EI ) со знаком “ плюс ”, а для полей допусков, расположенных ниже нулевой линии, основное отклонение - верхнее отклонение вала еѕ ( для отверстия ЕЅ ) со знаком “ минус ”.
От линии главного отклонения начинается поле допуска.
Положение другой линии поля допуска ( т. е. второе предельное отклонение ) определяется как алгебраическая сумма значения главного отклонения и допуска квалитета точности.

Главные представления и терминология.
Сопряжение.
Отверстие и вал.
Номинальный размер.
Посадка.
Зазор.
Натяг.
Точность изготовления деталей автомобилей.
Погрешности при изготовлении деталей автомобилей и основной закон их распределения.
Настоящие и наибольшие размеры сопряжений.
Допуск размера.
Единица допуска и классы точности.
Максимальные и меньшие зазоры и натяги.
Допуск посадки.
Лимиты колебаний действительных величин, зазоров и натягов.
Отклонения.
Поля допусков.
Система отверстия и система вала.
Образцы определения главных элементов сопряжения по допускной схеме.
Определенность посадок Взаимозаменяемость и ее значение в машиностроении.

Посадки Н7/u7 и Н8/u8 применяют в со­единениях без крепежных деталей при значи­тельных нагрузках, в том числе знакоперемен­ных ( например, соединение пальца с эксцен­триком в режущем аппарате уборочных сель­скохозяйственных машин ) ;
с крепежными деталями при больно сильных нагрузках ( посадка больших муфт в приводах прокатных станов ), при малых нагрузках, но небольшой длине сопряжения ( седло клапана в головке блока цилиндров грузового автомобиля, втулка в рычаге очистки зерноуборочного комбайна ).


Справочник конструктора - Все что нужно любому конструктору! ©2008-2018