На главную
Справочник конструктораполезный сайт для инженера-машиностроителя


СПРАВОЧНИК

МЕНЮ

Белые чугуны

?Чугу?н — сплав железа с углеродом ( и прочими элементами ).
Содержание углерода в чугуне не менее 2, 14 % ( точка предельной растворимости углерода в аустените на диаграмме состояний ) : меньше — сталь.
Углерод придаёт сплавам железа прочность и твёрдость, снижая пластичность и вязкость.
Углерод в чугуне может содержаться в виде цементита и графита.
В зависимости от формы графита и количества цементита, выделяют : белый, серый, ковкий и высокопрочные чугуны.
Чугуны держат постоянные примеси ( Si, Mn, S, P ), а в отдельных событиях также легирующие элементы ( Cr, Ni, V, Al и др. ).
Обыкновенно, чугун хрупок.

CE 56100.jpgCE 56100.jpg

2 ) Другой группу Б.
чугуна составляет : а ) чугун так именуемого мокрого прохода.
Обстоятельства его приобретения будут видимы при описании доменной плавки ( см.
Домна ) ;
тут же довольно упомянуть, что Б.
, который нельзя отменить углеродом, полученный из чистых руд, представляет самый удобный материал для пудлингового передела.
К этой же группе принадлежит также б ) Б.
чугун с небольшим содержанием углерода, извлеченный из настоящих, но нелегко восстановимых и трудноплавких руд при спелом ходе домны ;
такой чугун, особливо же ближайший к третному жесткому ( изгиб белый с темными крапинками ) есть наилучший материал для изготовления изделий так называемого ковкого чугуна ( см.
Чугун ).
Содержание углерода в чугунах этой группы не превосходит 3%, количество же кремния всегда ниже, чем у чугунов серых и не часто достигает до 0, 4%.

IMG_7819.JPGIMG_7819.JPG

Разновидностью белых чугунов является отбеленные чугуны.
Неглубокие слои изделий из таких чугунов имеют структуру белого ( или половинчатого ) чугуна, а сердцевина - серого чугуна.
Отбел на отдельную глубину ( 12...
30 мм ) получают путем быстрейшего охлаждения поверхности ( например, отливка чугуна в металлические или песчаные формы ).
Для снятия структурных напряжений, которые могут повергнуть к возникновению трещин, отливки подвергают нагреву при 500...
550 °С.
Высокая иэносостойкость отбеленных чугунов обусловлена твердостью поверхности, достигающей 400...
500 HV.
Из отбеленного чугуна изготовляют прокатные валки листовых станов, колеса, шарики для мельниц и др.

Чугуны с вермикулярным графитом получают как и высокопрочные чугуны модифицированием, только в расплав при этом вводится меньшее количество сфероидизирующих металлов.
Маркируют чугуны с вермикулярным графитом буквами ЧВГ и дальше следует цифра, обозначающая величину предела прочности при растяжении ( кгс/мм 2 ), например, ЧВГ З0, ЧВГ 45 ( ГОСТ 28394 - 89 ).
Вермикулярный графит подобно пластинчатому графиту виден на металлографическом шлифе в форме прожилок, но они наименьшего размера, утолщенные, с круглыми концами ( рис.
Зг ).
Микроструктура металлической основы ЧВГ также как у других графитизированных чугунов может быть ферритной, перлитной и феррито - перлитной.

Ковкий чугун получают длительным отжигом белого чугуна, в итоге которого образуется графит хлопьевидной формы.
Металлическая основа такого чугуна : феррит и реже перлит.
Ковкий чугун получил свое название из - за повышенной пластичности и вязкости ( при всем при том, что обработке давлением не подвергается ).
Ковкий чугун обладает повышенной прочностью при растяжении и высоким сопротивлением удару.
Из ковкого чугуна изготовляют детали непростой фигуры : картеры заднего моста машин, тормозные колодки, тройники, угольники и т. д.

Ковкий чугун получают длительным отжигом белого чугуна, в итоге которого образуется графит хлопьевидной формы.
Металлическая основа такого чугуна : феррит и реже перлит.
Ковкий чугун получил свое название из - за повышенной пластичности и вязкости ( при всем при том, что обработке давлением не подвергается ).
Ковкий чугун обладает повышенной прочностью при растяжении и высоким сопротивлением удару.
Из ковкого чугуна изготовляют детали непростой фигуры : картеры заднего моста машин, тормозные колодки, тройники, угольники и т. д.

По механическим свойствам чугуны с вермикулярным графитом превосходят серые чугуны и ближайшие к высокопрочным чугунам, а демпфирующая способность и теплофизические свойства ЧВГ выше, чем у высокопрочных чугунов.
Чугуны с вермикулярным графитом более технологичны, чем высокопрочные и спорят с серыми чугунами.
Для них свойственны высокая жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, малая усадка.
Чугуны с вермикулярньм графитом широко используются в хорошем и отечественном автомобилестроении, тракторостроении, кораблестроении, дизелестроении, энергетическом и металлургическом машиностроении для подробностей, служащих при значительных механических нагрузках в условиях износа, гидрокавитации, попеременном повышении температуры.
Например, ЧВГ используется взамен СЧ для производства головок цилиндров больших морских дизельных ДВС.

В промышленности разновидности чугуна маркируются следующим типом : передельный чугун — П1, П2 ;
передельный чугун для отливок ( передельно - литейный ) — ПЛ1, ПЛ2, передельный фосфористый чугун — ПФ1, ПФ2, ПФ3, передельный высококачественный чугун — ПВК1, ПВК2, ПВК3 ;
чугун с пластинчатым графитом — СЧ ( цифры после букв « СЧ », значат величину временного сопротивления разрыву в кгс/мм ) ;
антифрикционный чугун антифрикционный серый — АЧС, антифрикционный высокопрочный — АЧВ, антифрикционный ковкий — АЧК ;
чугун с шаровидным графитом для отливок — ВЧ ( цифры после букв « ВЧ » означают временное сопротивление разрыву в кгс/мм и относительное удлиненние ( % ) ;
чугун легированный со специальными свойствами — Ч.


Справочник конструктора - Все что нужно любому конструктору! ©2008-2024