?В процессе разработки изделия ( машинки, механизма, узелка ) необходимо идти из заданного уровня типизации и унификации, который определяется коэффициентами применяемости, повторяемости и межпроектной унификации.
С повышением значений этих коэффициентов повышается экономическая эффективность разрабатываемого изделия в процессе его производства и эксплуатации.
Для повышения уровня типизации и унификации необходимо, уже на стадии при проектирования изделия, использовать большее количество составных доль, отпускаемых промышленностью, и тянуться к разумному ограничению разработки оригинальных составных доль.
При этом, главным спросом в процессе разработки является точность взаимозаменяемых деталей, узелков и комплектующих изделий, прежде всего по геометрическим параметрам.
Из вышеизложенного ясно, что разброс действительных размеров обязателен.
Но при этом не должна нарушаться работоспособность деталей и их соединений, т.е. действительные размеры пригодных деталей необходимы пребывать в допустимых границах, которые в любом конкретном случае определяются предельными размерами или предельными отклонениями.
Отсюда и происходит такое понятие подобно допуску размера.
Погрешность размера, при которой сохраняется работоспособность изделий, называют допустимой ошибкой или допуском размера Т ( TD - допуск отверстия, Td - допуск вала ).
В стандартах допуски приняты по обстоятельству ( больше или равно разности максимального и меньшего величин ).
Термины “ вал ” и “ отверстие ” относятся не только к цилиндрическим деталям, но и к деталям иной фигуры, например к деталям, ограниченным двумя параллельными поверхностями.
В системе вала предельные величины дыр для любой посадки различны, и для обработки потребуется три комплекта особых инструментов.
Посадки системы вала применяют при соединении нескольких деталей с толстым валом ( штифтом ) по разным посадкам.
Например, в приборостроении точные оси небольшого диаметра ( менее 3 мм ) часто производят из гладких калиброванных прутков.