?СЕРЫЙ, который был перекрыт по виду излома, имеющего серый цвет ) - чугун, в структуре которого имеются включения пластинчатого графита.
По строению металлической основы серые чугуны разделяют на перлитные, феррито - перлитные, ферритные ( рис.
С - 1 ).
Для подробностей из серого чугуна характерны небольшая чувствительность к действию внешних концентраторов напряжения при циклических нагрузках, высочайший коэффициент поглощения колебаний при вибрациях подробностей ( в 2 - 4 раза выше, чем у стали ), высокие антифрикционные свойства ( наличие графита улучшает условия смазывания при трении ).
Перлитный серый чугун обладает высокой крепостью, умеренной твердостью и хорошей обрабатываемостью резцом.
Высокая крепость этого чугуна объясняется наличием в его структуре перлита и тонких пластинок графита.
Вязкость и хорошая обрабатываемость получаются вследствие того, что цементит находится не в пустом состоянии, а в сочетании с вязким ферритом, вникающим в состав перлита.
идет только на получение литых ответственных деталей машин и станков , потому что перлитный чугун дорог .
Структура серого ( литейного ) чугуна состоит из металлической основы с графитом пластинчатой формы, вкрапленным в эту основу.
Такая структура образуется непосредственно при кристаллизации чугуна в отливке в соответствии с диаграммой состояния системы Fe - С ( постоянной ).
Причем, чем больше углерода и кремния в сплаве и чем ниже скорость его охлаждения, тем выше вероятность кристаллизации по этой диаграмме с образованием графитной эвтектики.
При коротком содержании углерода и кремния чугун модифицируют небольшими дозами некоторых элементов ( например, алюминий, кальций, церий ).
Серый чугун был прозван так по виду излома, имеющего серый тон.
Прозвание серый чугун не абсолютно корректно распространилось на литейный чугун, в структуре которого имеются включения пластинчатого графита.
чугун с пластинчатым графитом так и продолжают называть серым чугуном , потому что эта ошибка была закреплена на уровне государственного стандарта ( ГОСТ 1412 - 85 ) .
В то же времечко не стоит забывать, что первый симптом, благодаря которому серый чугун получил своё название, а именно - серый тон, можно видеть, например, у ковкого чугуна.
Серый цвет чугуна зависит от числа свободного графита, а не от формы графитных включений в чугуне.
Вообще, в систематизации и названиях чугунов существует историческая каша, которая особливо очень наблюдается и мешает при работе с зарубежными источниками научно - технической информации.
При производстве отливок в чугунолитейных цехах чугун подразделяют : в зависимости от степени графитизации, обусловливающей вид излома - на серый, бледный и половинчатый ( или отбелённый ) ;
в зависимости от формы включений графита - на чугун с пластинчатым, шаровидным ( высокопрочный чугун ), вермикулярным и хлопьевидным ( ковкий чугун ) графитом ;
в зависимости от характера металлической основы - на перлитный, ферритный, перлитно - ферритный, аустенитный, бейнитный и мартенситный ;
в зависимости от предназначения - на конструкционный и чугун со специальными характеристиками ;
по химическому составу — на легированные и нелегированные.
Включая небольшое сопротивление отливок из серого чугуна растягивающим и ударным нагрузкам, следует использовать сей материал для подробностей, которые подвергаются сжимающим или изгибающим нагрузкам.
В станкостроении это – базовые, корпусные детали, кронштейны, зубчатые колеса, ведущие ;
в автостроении - блоки цилиндров, поршневые кольца, распределительные валы, диски сцепления.
Отливки из серого чугуна также используются в электромашиностроении, для изготовления товаров народного потребления.
На часть серого чугуна с пластинчатым графитом приходится около 80% общего производства чугунных отливок.
Серые чугуны обладают высокими литейными качествами ( жидкотекучесть, малая усадка, незначительный пригар металла к фигуре и др. ), хорошо обрабатываются и сопротивляются износу, однако из - за низких прочности и пластических характеристик в основном используются для неответственных деталей.
В станкостроении серый чугун является главным конструкционным материалом ( станины станков, столики и верхние салазки, колонки, каретки и др. ) ;
в автомобилестроении из ферритно - перлитных чугунов делают картеры, покрышки, тормозные барабаны и др., а из перлитных чугунов - блоки цилиндров, гильзы, маховики и др.
В строительстве серый чугун применяют, главнейшим типом, для изготовления деталей, служащих при сжатии ( ботинков, колонн ), а также санитарно - технических деталей ( отопительных радиаторов, труб ).
Внушительное количество чугуна расходуется для изготовления тюбингов, из которых сооружается туннель метрополитена.
Из серого чугуна, содержащего фосфор ( 0, 5% ), изготавливают архитектурно - художественные изделия.